Альтернативные образовательные технологии

В широком смысле это те образовательные технологии обучения, которые противостоят традиционной системе обучения к.-л. своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.

По мнению Г.К. Селевко (1998), А.о.т. – это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.

Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе – свободное воспитании – зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла гквозь века (В. Ратке, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци) к новым временам (Л. Толстой, М. Мон-тессори, А. Нейлл, К. Вентцель, Я.. Корчак, П. Капте-рев, П. Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания – обеспечить ребенку независимый :зободный выбор поступка и деятельности.

Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогике выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви ж детям.

Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп и взаимодействие старших с младшими в отдельных технологиях – различные формы внеурочной работы.

К альтернативным образовательным технологиям относятся: Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (A.M. Лобок), технология мастерских и др.

Читайте далее: