Анаксимандр

Анаксимандр

(ок. 610 — ок. 540 до н. э.) — древнегреч. философ Милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. «О природе» (сохранился небольшой отрывок и ряд словосочетаний). А. первым назвал «началом» то, что лежит в основании всего сущего. У А. это апейрон — «безграничное, беспредельное», не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности. Апейрон «бессмертен и непреходящ», он «все объемлет и всем правит», ему присуще вечное движение, он единственная причина рождения и гибели мироздания: «Из чего все сущее получает свое рождение, в то же самое все и возвращается, следуя необходимости. Все в свое время получает возмездие друг от друга за взаимную несправедливость», к-рая состоит в том, что возникшее из апейрона многообразие агрессивно в отношении друг к другу; нарушая чужую меру, оно нарушает и свою, отчего мироздание «апейро- низируется». При космогенезе из апейрона вследствие его круговращения выделяются противоположности горячего и холодного, влажного и сухого. Образуя пары, они создают огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное), воду (холодное и влажное) и землю (холодное и сухое). Земля собирается в центре, над ней вода, воздух и огонь. Когда часть воды испаряется, появляется суша. На границе суши и моря, в иле, зарождается жизнь, часть морских животных выходит на сушу и сбрасывает чешую. Человек зародился в большой рыбе, взрослым вышел на сушу. Солнце, Луна и звезды — отверстия в невидимых огненных кольцах. Земля неподвижна без опоры, т. к. верха и низа нет. Она шарообразна или цилиндрична. Учение А. об апей – роне («беспределе») развили пифагорейцы, дополнив апейрон вторым, упорядочивающим, первоначалом — пределом.

А. Н. Чанышев

Читайте далее:

Оставьте комментарий