Педагогика

АРИСТОТЕЛЬ

(384—322 до н. э.) — великий древнегреч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родился на сев.- вост. Греции (г. Стагира), 20 лет провел в Академии Платона в Афинах, после смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. После возвращения в Афины основал свою филос. школу — Ликей. Второй и третий периоды в жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое количество сочинений, в осн. до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Будучи учеником Платона, А. подверг платонизм глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях — эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. В своем собственном понимании сущности сущего А. колебался, определяя приоритеты между индивидом, видом и родом. Его два критерия сущности противоречивы: сущность должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое понятие, но так существует только общее, индивиды не имеют своего понятия. Отвергнув реальность родов (они существуют через виды) и платоновское превращение качеств, количеств, отношений, действий и т. п. в самостоятельные идеи (напр., идея прекрасного как такового), А. склонился к признанию первичности вида перед индивидом и родом, обозначив его как «морфа» (лат. «форма»), «первая сущность» (только в «Метафизике» и в «Категориях» первая сущность обозначает индивидов), «то, что было и что есть», т. е. устойчивое во времени (в наших переводах «суть бытия», «чтойность»). В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам статус активных сил, внутренне и внешне оформляющих и переоформляющих пассивное вещество («хюлэ», материю), порождая предметы чувственного физического мира. Формальное и материальное универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами. Мудрость, первая философия — наука о первоначалах и первопричинах, о сущем как таковом. Источник движения — Бог как неподвижный перводвигатель. Общая цель — благо, все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он само-себя-мыслящее мышление. В чувственном мире много такого, что Богу видеть оскорбительно. В наукоучении А. различал «теоретические» (созерцательные, без вывода в презираемую им утилитарную практику — дело рабов) знания: мудрость, или первая философия (позднее метафизика), физика (вторая философия) и математика; «практические», неподлинные знания (там ввиду сложности предмета приходится выбирать, в теоретических же науках выбора нет: или знание, или ложь): этика и политика; «творческие» знания, ограниченные искусством, без выхода в промышленную деятельность, остающуюся у А. как аристократа-рабовладельца без внимания. Физика А. (движение и его виды, проблемы пространства и времени, источник движения) умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового, в философии математики понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами (пифагорейцы) и не как первичное для предметов (платонизм), а как результат абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делением космоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода, воздух и огонь) миры с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией. В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, их переселении из тела в тело, об их существовании в идеальном мире, допустив бессмертие лишь общечеловеческого активного интеллекта, в разной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и чувственное восприятие и активный интеллект. В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой, животные — и растительной, и животной, человек — растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что познание общего в природе — актуализация потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминание того, что души созерцали в идеальном мире до вселения их в тела). А. сформулировал — гносеологически и онтологически — закон запрещения противоречия: об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же время нельзя высказывать противоположные суждения, т. к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения, совершать противоположные действия и т. п. На уровне возможности этот закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (у А. «аналитика»), А. «открыл» силлогизм, его фигуры и модусы. А. различил достоверное знание (аподейктика), вероятное (диалектика) и намеренно ложное (софистика). В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего, носителя самостоятельно не существующих качеств (категория качества), количественных характеристик (категория количества), отношений (категория отношения), имеющего свое место (категория места) и свое время (категория времени), действующего (категория действия) или подвергающегося воздействию (категория страдания). Этот список категорий дополняется категориями положения и обладания. В этике А. различал «этические» добродетели поведения как середину между крайностями пороков (напр., щедрость — добродетель как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этический идеал А. — созерцательная жизнь философа: так живет подлинный бог. В политике А. видел в человеке «политическое животное», к-рое не может жить вне об-ва себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую общность людей, имеющую, в отличие от таких общностей, как семья и догосударственные «селения», политическое устройство — как правильное, т. е. служащее общему благу (монархия, аристократия, полития), так и неправильное (тирания, олигархия, демократия), где власть имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике «коммунистический» политический идеал Платона. Человек — собственник от природы, одна мысль о собственности доставляет несказанное наслаждение, общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и существенные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в осн. как естественное творение природы. Думая, что для добродетели нужен досуг, А. не признал за трудящимися прав гражданина, однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы в труде греков заменили рабы — варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно. Македонский царь проводил политику смешанных браков в завоеванных им областях.

А. Н. Чанышев

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики