Педагогика

ЗДОРОВЬЕ

индивидуальное психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности (Б.Ф. Солопов, 2001). 3. характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Выделяют типы 3. (в зависимости от того, кто является его носителем — человек, группа, население): «индивидуальное 3.» (человек, личность), «3. группы» (семья, профессиональная, половозрастная группа, «страта — слой»), «3. населения» (популяционное, общественное). В соответствии с типом 3. выработаны показатели, посредством к-рых дается качественная и количественная его характеристика.

Подавляющее большинство людей с детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно подорвано и человеку приходится обращаться к врачу. 3. человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и примерно на 10%- возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении 3. занимает физическая культура и спорт.

В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «3.». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «3. является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Поскольку ни одно существующее определение понятия 3. не признается эталонным, о состоянии 3. человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных qo среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и др. поправок.

При соответствующих показателях, отсутствии жалоб со стороны индивида ставят диагноз «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», к-рое с большим допуском может быть сопоставлено со 3. космонавта перед запуском. В настоящее время вырабатывается «метрия 3.», т.е. количественно-качественное измерение 3. Выделяются до 5 уровней 3. (рейтинг 3.): от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное 3.). Определение уровня 3. имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п. К показателям 3. населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.

Рубрики

Партнеры: