Педагогика

ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ

До недавнего времени ученые-педагоги воздерживались от формулирования педагогических законов вообще и дидактических законов в частности в силу ряда причин.

Закон, как известно, отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта. Обучение же, как и любой социальный процесс, складывается из целенаправленной деятельности, общения, сотрудничества его субъектов — людей, к-рые имеют право выбора жизненных планов и средств их достижения. Но деятельность людей тесно связана со средой, окружающим миром, она определяется историческим опытом, миропониманием, технологической вооруженностью, наконец, закономерностями развития психики и коллективного сознания. Значит, обучение, субъектное по своим проявлениям в конкретных условиях, объективно по социальным основаниям, глубинным корням и взаимодействиям и подчиняется объективным законам и закономерностям. Но законы в социальной сфере труднее отследить, зафиксировать и сформулировать.

Еще одна трудность заключается в том, что педагогические законы в силу влияния на процессы воспитания, обучения и развития множества факторов, почти никогда не дают строго гарантированного, однозначного, определенного результата. Они носят стохастический, вероятностный характер, проявляются как тенденции, их действие зависит от наличия многих условий, к числу к — рых относится и сознательная энергичная деятельность участников этих процессов.

И наконец, связь между объективными законами, поведением людей, их сознанием, а еще более подсознанием очень неоднозначна, она не укладывается в рамки строгих причинно-следственных связей, жесткого детерминизма. Одни и те же закономерности, факторы развития в разных условиях и по отношению к разным по внутренней природе субъектам дают совершенно непохожие, иногда противоположные результаты.

Законами в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, к-рая обусловливает их необходимое проявление и развитие (И.Я. Jlep — нер). Кроме законов, существуют еще закономерности. Закономерность трактуется либо как проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов. И та, и др. трактовки приемлемы и для дидактики.

В работах Ю.К. Бабанского, А.С. Белкина, Б.С. Гер — щунского, М.И. Махмутова, И.Я.Лернера, М.Н. Скат — кина, П.И. Пидкасистого выделены З.о., получившие признание научно-педагогической общественности. В.И. Загвязинский (2002) дает им краткую характеристику.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения уч-ся. Раскрывает влияние формирующих личность процессов, в т.ч. познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он отражает связи части (напр., факта, закона) и целого (напр., теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обусловливает необходимость гармонической интеграции предметов, содержательного, мотивационного и операционного компонентов (деятельности), овладения знаниями и развития.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать; какому — то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать друг другу.

Указанные З.о. имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения. Что же касается проявления закономерностей, то их очень много и они чаще всего отражают эмпирически установленные зависимости. Целесообразно привести несколько примеров. Существует давно установленная в опыте закономерная связь между степенью авторитета учителя и результатами его воспитывающего влияния на уч-ся, связь между отношением уч-ся к учителю и результатами обучения, зависимость продуктивности усвоения нового материала от базовых знаний и опыта обучаемого и т.д.

Законы и закономерности служат базой возникновения и развития педагогических идей, нацеленных на совершенствование образования. Среди них идея нацеленности обучения на разностороннее развитие личности, духовно богатой, индивидуально своеобразной, гармоничной, способной к плодотворному творческому труду для общества; идея комплексного подхода к обучению и воспитанию, позволяющая в единстве, в одной деятельности решать многие развивающие и воспитывающие задачи; идея оптимизации содержания, методов и условий обучения и воспитания, позволяющая в конкретных условиях добиваться наивысших результатов с минимальными затратами; идея’единства обучения и реабилитации (лечебная и коррекционная педагогика), ставшая особенно актуальной в связи с катастрофическим ухудшением здоровья детей, кризисом детства и семьи, общей социальной нестабильностью последнего десятилетия в России и нек-рых странах СНГ.

Законы, закономерности и ведущие педагогические идеи находят выход в практику, регулируют ее через систему принципов обучения (см .Дидактические принципы).

Рубрики

Партнеры: