понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, к-рый позволяет ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — в отношении как своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружаюсловами, идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. В юности индивид оказывается ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было, он становится «созвучен эпохе». При этом он констатирует себя как представитель определенного поколения, к-рое, в свою очередь, объединяется, «синхронизируется» какими-то важными для многих событиями общественной жизни, совпадением установок, вкусов, моды и т.д. В юности почти у каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними переживания, к-рые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь. Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:

1.  Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

2.  Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3.  Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей.

4.  Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики