Педагогика

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей

Одна из наиболее доступных и действенных форм эстетического освоения мира детьми. В процессе Х.т. они получают возможность выразить свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в самостоятельно созданных образах музыки, танца, поэзии, живописи, в художественном конструировании, в импровизациях и т.д. В собственном Х.т. проявляются самые сокровенные мысли и чувства, выявляется нравственное и эстетическое отношение детей к действительности. Движущей силой детского творчества является стремление к подражанию, наличие, особенно в младшем возрасте, богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с др. стороны, его яркой образности, оригинальности видением мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Х.т. всегда связано с положительными эмоциями, а потому оно приносит радость и удовлетворение детям. Все это определяет большую роль самостоятельного Х.т. в эстетическом развитии личности, в познании детьми красоты и поэтичности окружающего мира.

Способность к Х.т. проявляется рано. Творческие задатки выражаются в метких характеристиках, в словотворчестве, в сочинении небылиц, где удивительно сочетаются реальные образы с вымышленными; в импровизациях на детских музыкальных инструментах, в сочинении целых «концертов» для любимых игрушек или для взрослых; в моделировании одежды для кукол, в лепке, в придумывании игр на сюжеты из жизни, где даже подражание действиям взрослых протекает как творческое преломление их поведения в детском сознании. Было бы непростительной халатностью не использовать в целях воспитания заложенную в самой природе ребенка удивительную восприимчивость и особенную предрасположенность к творчеству. Каждый ребенок — художник, творец. Неспособных детей не бывает. Но часто родители заблуждаются, считая, что Х.т. доступно только одаренным детям. Помощь маленькому творцу состоит из приобщения его к самым разнообразным видам художественной деятельности с целью выявить круг его художественных интересов, раскрыть способности к определенному виду творчества. Однако следует помнить: рано проявившаяся склонность ребенка к рисованию, напр., совсем не означает, что надо развивать только эту способность. Занятие только одним видом Х.т. может подавить, не дать раскрыть в полной мере др. способности ребенка, тогда как именно они могут в дальнейшем оказаться главными и даже стать жизненным призванием человека.

С годами наивное восприятие действительности сменяется осознанным, в это время ребенок начинает ощущать недостаток мастерства для выражения своих мыслей и чувств. Такое чувство собственной беспомощности может привести к тому, что дети бросают даже любимые занятия. В этот период помощь ребенку должна прийти со стороны специалистов: это может быть студия, кружок, секция, художественная или музыкальная школа и др. Нельзя допустить, чтобы ребенок бросил любимое дело, надо стараться всячески привести его к успеху. Успех в любом виде творчества обязательно скажется на общем развитии ребенка, в т.ч. и на учебе в общеобразовательной школе. Временные неуспехи в школе не могут служить препятствием для занятий в детском творческом коллективе. Творческие достижения помогут ребенку утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет товарищей. Занятия Х.т. активизируют творческую энергию детей, развивают воображение, интуицию, оригинальность мышления — те качества, к-рые характеризуют истинного творца в любой профессии, в любой сфере общественного труда.

Чтение художественных произведений по природе своей тоже творческая деятельность ума и сердца. От способности читателя воспринимать, понимать, осваивать идейное и художественное богатство произведения непосредственно зависит превращение потенциальных воспитательных и познавательных возможностей произведения в реальную силу влияния на читателя, а эстетическая природа произведений литературы предопределяет чтение как индивидуальный творческий процесс. Эта духовная деятельность продолжается и после того, как книга закрыта. Образы продолжают действовать, влияют на ранее сложившиеся установки, оценки. Здесь берет начало развитие задатков вкуса, чувства слова, художественной интуиции.

Рубрики

Партнеры: