Теории детской игры

Вхождение в игровую роль

Работа фантазии позволяет ребенку через эмоциональное вживание войти в игровую роль, например, мамы. Повторяя типичные движения, реплики матери, ребенок эмоционально настраивается, вживается в образ, а дальше — работа фантазии позволяет ему исследовать материнскую позицию и внутренний смысл материнства — уход, заботу о малыше. «Через внешнее — к внутреннему, через движения — к чувствам, через работу фантазии — к новым переживаниям…» (30].

Предварительное эмоциональное проникновение в роль задается живым и непосредственным интересом к позиции взрослого (в приведенном примере — мамы). А игра помогает понять, прочувствовать эту позицию.

Таким образом, теория игры в изложении В.В.Зеньковского раскрывает социально-психологическое значение игры, подчеркивает социальное содержание детских игр и направленность игры на знакомство с бесконечным многообразием социальных отношении, вживанием в разнообразные социальные позиции. Такая позиция явилась чрезвычайно продуктивной и прозорливой как с психологической, так и с педагогической точек зрения, открыв новые перспективы в изучении игры и использовании ее потенциала в целях развития детей.

В целом, теорию игры В.В.Зеньковского можно охарактеризовать как эмоциональную. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие может быть понято только в контексте социальных связей ребенка и его собственной активности. Однако характеристика В. В. Зеньковским объекта игры как «неисследимое сплетение реального и воображаемого», а самой игры как «сочетания движении с фабулой» подчеркивает значение фантазии, но не раскрывает проблему взаимосвязи психики ребенка с окружающим миром в игре. Кроме того, представления о механизме работы фантазии как эмпирической конкретизации неопределенного первичною чувства и идеи об эмоциональном прозрении ребенка в игре представляют собой идеалистический взгляд на развитие.

В 30-е гг. XX в. появилась культурологическая концепция игры, автор которой — И.Хейзинга — в работе «Homo Ludens» придает игре столь фундаментальное значение, что считает возможным оценивать значение культуры, ее содержание и источники возникновения через понятие игры. Через призму игры он рассматривает широчайшее поле разнородных феноменов, таких как политические игры и военные маневры, игры детей словами и игры ученых терминами, коммерческие соревнования и спортивные технологии. Конечно, И.Хейзинга не сводит всю культуру человечества к игровой деятельности, но утверждает необходимость учета игрового контекста в понимании многих форм культуры.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики