Категоризация игры

Лишь в самое последнее время исследователи вновь обратились к игре. Они проводят сравнительный анализ изучения этой проблемы за последние полвека. Пытаются обобщить теоретические взгляды на игру: является ли игра уходом от реальности и средством снятия напряжения или она возвращает в реальность и исследует ее, являясь максимально напряженной, социально направленной деятельностью.

Понятийное значение термина «игра» в психологии до конца не определено. Все попытки выделить широкое значение, универсальный смысл игры, который позволил бы объединить игру животных, игру ребенка, спортивные и азартные игры, а также театральную, компьютерную и инструментальную музыкальную игру не приводили к успеху.

Автор известного культурологического исследования игры «Homo ludens» («Человек играющий») нидерландец Йохан Хейзинга оценивает игру не только как величайшее достижение культуры, но и как ее первоисточник. И.Хейзинга ставит этимологический анализ слова «игра» в соответствие с особенностями культурной жизни разных народов, подчеркивая нескончаемое богатство смыслов игровой деятельности (И.Хейзинга анализирует игру именно как деятельность). Так, в японском языке, как и в русском, есть универсальное понятие «иллюзии по правилам» (asobi), объединяющее многообразные толкования игры: и спортивные состязания, и азартные игры, и театральные фантазии, и детские забавы. В основе этого объединения И. Хейзинга усматривает японский идеал жизни – серьезность, прикрывающуюся игровой иллюзией. Игровой опенок подчеркивает глубину смысла жизни японской философии. Тогда как в греческом языке нет общего понятия, объединяющего различные условно игровые формы активности, что отражает, по мнению И.Хейзинги, такой уровень погруженности в игру, когда игровой характер деятельности перестает осознаваться и становится преобладающим в культуре народа [78].

Так как понятие игры чрезвычайно широко и многообразно по своим значениям, охватывает самые разные области жизни, то оно не поддается категоризации. Выделить некоторый общий знаменатель, содержательно описывающий объединение различных видов игр в общее понятие, удается с трудом. Как правило, это происходит тогда, когда акцент делается на процессуальном характере игры, противопоставлении игры серьезной деятельности, взрослому поведению. Подчеркивается фантазийный характер игры, отсутствие конечной цели и результата. Дать исчерпывающее определение игре «трудно, – как подчеркивает К. Гросс, – если мы потребуем строго научного определения, выраженного во вполне ясных психологических терминах. Оно относительно легко, если мы удовольствуемся противопоставлением понятия игры и его противоположности – работы или серьезной деятельности» [25].

Игра представляет собой явление парадоксальное и, на первый взгляд, внутренне противоречивое, что является одной из основных причин отсутствия в литературе убедительной общей классификации игр.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!