Возрастная динамика переименования в игре

Общая схема возрастной динамики переименования в игре можно условно представить следующей схемой (рис. 3).

В период дошкольного детства связь слова с предметом и с возможными действиями представляет единую динамическую структуру, которая меняется под влиянием игровой деятельности. Ребенок учится пользоваться словом все более свободно, независимо от его непосредственного значения. Если первоначально за словом стоит образ действия с называемым предметом, то затем слово отрывается от предмета, заменяет его и становится носителем характеристик предмета, предметных действий и связей предмета. По мнению Д. Б.Эльконина, игра как раз и становится практикой оперирования словом, в которой происходят изменения отношений в системе «слово — предмет — действие».

Возрастная динамика переименования в игре

Рис. 3

В исследовании И.Брезертон и М.Бигли было показано, что двухлетний ребенок испытывает трудности в замещении предмета, а между 3 и 4 годами дети с готовностью играют даже с нетрадиционными, вступающими при игровом использовании в прямое противоречие с правилами реального мира, замещающими предметами [32].

Анализируя игровое взаимодействие детей, Н.Н.Поддъяков и П.Я. Михайленко предположили, что в процессе развития игры усложняется также планирование ребенком собственных игровых действий и согласование их с партнером. «Это позволяет говорить о способе построения игры как о двойной системе средств — собственно игровом действии и его обозначении. Так же как и психологическое содержание деятельности, эти способы должны быть представлены как последовательно изменяющиеся (усложняющиеся) на протяжении дошкольного детства» [59].

Н.Я.Михайленко выделяет три постепенно усложняющиеся технологии игры:

развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;

ролевое поведение — обозначение и реализация условной игровой позиции;

сюжетосложение — развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

К старшему дошкольному возрасту ребенок обнаруживает тенденцию к воссозданию в игре все более сложных и многообразных содержаний.

Расширение содержания игры происходит благодаря умению комбинировать и согласовывать с партнером целостные сюжетные ситуации, в результате чего выстраиваются более сложные Способы игрового взаимодействия. Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает» его в себя. По отношению к возрасту эти способы могут быть представлены как последовательные этапы формирования игры.

В современных исследованиях все чаще высказывается идея о том, что сюжетная игра и игра с правилами не являются последовательными восходящими ступенями развития. Игра с правилами может развиваться параллельно или даже опережать появление ролевой игры в онтогенезе.

Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова приводят данные работ X. Шварцмана, К. Гарви, наблюдения М.Мид и результаты собственных исследований, подтверждающих независимый характер генезиса игры с правилами в дошкольном детстве [49].

Так, в ряде традиционных обществ ролевая игра у детей вообще не развивается, а игры с правилами появляются достаточно рано и поощряются взрослыми.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Adblock
detector