Развитие игры с правилами

Наравне с сюжетной игрой большое влияние на развитие ребенка оказывают игры с правилами. Являясь обязательным элементом детской субкультуры, игры с правилами сохраняют свое присутствие в жизни ребенка вплоть до подросткового возраста. Игры с правилами относят к традиционным, передаваемым из поколения в поколение играм.

Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова [49] определяют игру с правилами через две специфические составляющие: формализованные, конвенциональные (безличные, договорные, обязательные дня всех) правила и состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон. Авторы также приводят следующую классификацию игр с правилами:

1)  игры, основанные на ловкости (физической компетенции);

2)  стратегические игры, требующие умственной компетенции;

3)  игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).

Естественно, что «чистые» типы игр с правилами встречаются относительно редко, чаще – смешанные варианты с преобладанием элементов конкретного типа игры.

В онтогенезе игры с правилами появляются в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок пятого года жизни оказывается способен к опосредствованному произвольному действию (по Д. Б.Эльконину) или выработке коллективного символа (по Ж.Пиаже). Наряду с произвольностью, обеспечивающей самоконтроль и готовность соблюдать правила, необходимыми предпосылками возникновения игры с правилами является развитие мотивации успеха (стремление выиграть) и способности к согласованным действиям.

Первоначально игра с правилами разворачивается как действия, заданные образцом поведения взрослого, где правила развернуты, носят обязательный, четкий характер, не допускают разночтений и достаточно просты в понимании. В старшем дошкольном возрасте дети оказываются способными преобразовывать известные правила игры и приходить к соглашению относительно новых правил.

Важно помнить идею Л.С.Выготского о том, что в сюжетной игре правило поведения уже содержится в скрытом, неосознаваемом виде, а подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу есть путь к максимальному удовольствию. Вопрос состоит в том, продолжает ли игра с явными правилами генетическую линию развития скрытого правила в сюжетной игре, как это представлял Л.С.Выготский. «Правило в сюжетной игре, – как отмечают Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова, – всегда связано с личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации, и даже в совместной сюжетной игре оно не становится безличным (если она не превращена в деятельность по сценарию): каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла сюжета и роли; его действия всегда многозначны дня партнера» [49]. Понимание смысла в ролевой игре изменению и индивидуально. Тогда как смысл игры с правилами носит универсальный, стабильный характер, который организует всю игру, составляет ее неизменный стержень.

Вообще, анализ игры с правилами, как правило, строится через сравнение с ролевой игрой – поиск различий и общих корней. Принципиальные отличия игры с правилами и ролевой игры представлены в табл. 3.

Подобные принципиальные различия позволяют Н.Я.Михайленко и Н. А. Коротковой последовательно доказывать идею о независимом развитии игры с правилами как, специфической деятельности, не связанной напрямую с ролевой игрой. Соответственно, наиболее эффективным средством формирования становится организация игры без сюжетного обрамления, которое может закрывать от ребенка само правило.

Читайте далее:

Оставьте комментарий