Онтогенез игры

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры

Экспериментально доказано, что уже к концу третьего года жизни дети способны в совместной деятельности со взрослым, при направленной организации предметной среды, не только овладеть действиями по правилам, но и применять их затем в самостоятельной, совместной с другими детьми деятельности. Важность образцов для развития игровой деятельности ребенка подчеркивал А. В. Запорожец: «Недостаточно изученной является проблема взаимоотношения между освоением игровых форм, игровых образцов, игровых традиций и творчеством ребенка, самостоятельностью, переходом от одного к другому» [60].

Таблица 3

Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры

Критерий сравнения Игра с правилами Ролевая игра
Действия участников Реальны и однозначны Условны, замещающие
Смысл игры Индивидуален, изменчив Универсален, стабилен
Процесс деятельности Произволен, носит поступательный характер Конкретен, конечен, носит циклический характер
Тип отношений Совместный Соревновательный
Условие игры Принятие играющими условной ситуации Принятие играющими правил
Результат игры Процесс Выигрыш

Совместность, формирующаяся в рамках игр с правилами, в начале дошкольного возраста характеризуется добровольностью, слаженностью, отсутствием конфликтов по поводу нарушения правил. Однако правило еще не выступает перед ребенком как обязательный, обобщенный контроль. Осознание правила, подчинение правилу — линия, развивающаяся на протяжении всего дошкольного возраста. Если соблюдение правила в начале дошкольного возраста связано с эмоциональным удовольствием от повторяющихся совместных действий, то в старшем возрасте — со стремлением обеспечить согласие и равенство прав каждого участника на выигрыш. Противоречия, возникающие в связи с нарушением правил, могут приводить к конфликтам, а ситуация рассогласования становится личностно значимой. Выделение и осознание условных правил, способность эксплицировать их, возникает, согласно исследованиям генезиса игры с правилами, к концу дошкольного — началу школьного возраста. Перед детьми выступает обязательный и универсальный характер правила, что позволяет осуществлять справедливое регулирование отношений между участниками.

Цикличная, сложная структура развернутой игры с правилами требует от ребенка развития произвольности и способности контролировать действия другого, понимания переходов от одного игрового цикла к другому, с установлением изначально равных позиций играющих. Опыт взаимной нормативной регуляции поведения в играх с правилами является одним из стержневых достижений дошкольного возраста. Отношение к правилу как норме, понятие справедливости как основы регулирования отношений создает фундамент морального развития личности. Игра с правилами способствует развитию такого типа регуляции, где «каждый выступает как субъект и как объект единых для всех членов данной общности нормативных требований» [91].

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики