Педагогика

ВЛЕЧЕНИЕ

первичное эмоциональное проявление потребности человека в ч.-л., побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. Это одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению ч.-л.

В психологической литературе чаще всего встречаются две трактовки В. Одна из них делает акцент на его недостаточной осознанности. Другая ставит В. в непременную связь с органическими потребностями. Оба эти взгляда имеют под собой некоторое основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. может быть и плохо и хорошо осознанным. Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.

Сущность В. может быть понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животных возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием к-рой является способность к рефлексии, к осознанию своих В.

Возникновение В. образует начальный этап мотива — ционного процесса. На смену ему приходит этап «хотения», возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению.

Рубрики

Партнеры: