Педагогика

МОТИВ

Мотивация, по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Становится все более очевидной невозможность их рассмотрения без анализа мотивации. Последняя оказывается своеобразным барометром общественных отношений, происходящих в них перемен. Являясь стержнем психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, и способности личности, оказывая на них решающее влияние. Вследствие своей сложности и многогранности мотивация в психологии понимается очень широко, распространяясь и на анализ поведения животных, подменяется различными психическими явлениями. К настоящему времени еще не создано такой теории мотивации, к-рая не была бы противоречивой и охватывала круг ее основных фундаментальных и прикладных проблем. Поэтому существуют следующие различные трактовки М.: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Рассматривая эту проблему, автор этих строк разделяет точку зрения психолога В.И. Ковалева, согласно к-рой «мотивы — осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей» (В.И. Ковалев, 1988). Рассмотрение этим ученым потреб — ностного характера М. связано с общественно-истори — ческим пониманием потребностей. М., как и лежащие в их основе потребности, есть результат производственной деятельности людей, и вместе с тем они сами влияют на эту деятельность. М. возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Вместе с тем они относительно самостоятельны, ибо потребность не определяет строго совокупность М., их силу и устойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникнуть неодинаковые М. Напр., люди, имеющие одинаковую потребность в пище, покупают и употребляют разные продтовары. Имеющие устойчивую потребность в труде идут учиться в разные вузы и выбирают затем разную (по специализации, зарплате, месту расположения и т.д.) работу. Отражая потребности, М. не предопределены ими фатально. М. поведения и деятельности человека специфичны и изменчивы. Их развитие происходит под влиянием как окружающей действительности, так и целенаправленных воспитательных воздействий. Связь потребностей и М. проявляется и в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности при посредстве М. Напр., потребность в труде реализуется в трудовой деятельности человека, выбор к-рой человек осуществляет под влиянием сформировавшихся М. Развиваясь и укрепляясь, М. способствует укреплению потребности. В свою очередь, и развитие потребностей способствует более эффективному формированию мотивации. М. связаны и с направленностью личности, т.е. с совокупностью важнейших целей, к-рые ставит человек в жизни. Но постановка этих целей зависит от возникших М. определенной деятельности (или ее видов). При этом цель не теряет своей самостоятельности, не превращается в М. М. поведения и деятельности возникают на высшем уровне отражения потребностей — их осознании. На пути возникновения М. происходит осознание потребностей. М. — это как бы осознанная потребность. Осознание потребности, ее «присвоение» индивидом сопровождается мысленным переходом от общего к частному, от осознания, напр., необходимости труда вообще (любого труда) к осознанию необходимости конкретного вида труда и его выбору, а также выбору профессии. С одной стороны, обычно возникает целая система М., с другой — одни и те же М. соответствуют различным потребностям. Желание увидеть хорошую игру актеров в спектакле, напр., как один из мотивов зрителя может соответствовать познавательной и эстетической потребности. Иначе говоря, один и тот же М. может возникать на основе нескольких потребностей человека. По мнению В.И. Ковалева, М. — специфические реальности, к — рые не сводятся к др. психологическим явлениям. Подмена понятия «М.» понятиями «установка», «эмоция», «цель» или прямое отнесение их к мотивации, наделение этих реалий функциями М. или трактовка их как его разновидности есть, по существу, отрицание самостоятельности последнего. Иногда это делается из-за отождествления М. с любым побуждением. В понимании В.И. Ковалева М. и побуждение — не идентичные понятия. Побуждение может быть осознанным и неосознанным. У человека неосознанными побуждениями регулируются чаще всего физиологические функции, напр. дыхание. На осознанный уровень эти побуждения переходят лишь в редких случаях (при заболевании, при необходимости регулировать дыхание во время спортивных соревнований), становясь в этом случае уже М. определенного действия. Еще нередко М. обозначаются в терминах влечений, желаний, несмотря на то что последние (в современной трактовке) означают фактически не саму мотивацию, не вид М., а лишь этапы возникновения, становления, развития существующей мотивации. Поэтому они могут использоваться для характеристики лишь конкретных этапов в словосочетаниях типа «желание быть передовиком», «интерес к музыке» и т.п. В качестве М. не могут выступать и психические состояния. Ведь М. — это побуждения, к-рые могут быть при различных состояниях. Они отличаются также и по времени протекания. Состояния обычно более кратковре — менны, чем М., к-рые могут «задавать» определенное поведение в течение всей жизни человека. Сомнительно и отождествление М. с отношениями, т.к. последние есть следствие мотивированности. М. — это не отношение, а его причина, основа. В качестве М. не могут выступать эмоции, к-рые оказывают определениое влияние на степень выраженности М. Под влиянием эмоций изменяется «энергетическая», а не содержательная сторона М. Напр., человек на улице становится свидетелем аморального поступка и, сильно переживая увиденное, стремится его пресечь. М. его поведения могут быть: стремление помочь слабому, незаслуженно обиженному; пресечение нарушения общественного порядка; предотвращение возможного преступления; обеспечение безопасности окружающих. Все эти побуждения выражают содержательную сторону мотивации. Но при первом рассмотрении кажется, что поведение человека побуждалось лишь его эмоциями, возникшими при виде аморального поступка. Очевидна также невозможность отождествления М. с волей, хотя между ними имеется определенная связь. Вызывает сомнение и отождествление М. с установкой: ведь установка — это занятая личностью позиция, а не побуждение определенного поведения или деятельности.

Рассмотренные положения свидетельствуют о самостоятельности М., невозможности их отождествления с др. психологическими особенностями личности.

Рубрики

Партнеры: