Педагогика

ВИНА, ВИНОВНОСТЬ

нравственное состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью). Противоположность В. — заслуга, которая признается за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий. Он ответствен перед обществом за собственные поступки и выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями. Различается В. человека за поступки, совершенные преднамеренно»(свободно), вынужденно (подневольно), по неосторожности и неумышленно. Осознание В. выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

Юридически В. означает положение, в к-ром оказывается человек, нарушивший правовые нормы, совершивший преступление. В этих случаях В. является основанием для привлечения виновного к ответственности и определения судом соответствующего наказания. Юридическое и моральное понятия В. следует отличать от понятия В. в религиозной морали, согласно к-рой В. признается изначально присущим человеку свойством, следствием первородного греха, совершенного Адамом и Евой.

В теории нравственного воспитания традиционно считалось, что метод наказания, применяемый родителями и педагогами, и вытекающее из него чувство В. имеют принципиальное значение в нравственном становлении ребенка. Однако педагогический опыт показывает, что в результате наказания не обязательно возникает чувство В., т.к. у ребенка может быть слабо развито нравственное сознание. В то же время ребенок в состоянии чувствовать себя виноватым не под воздействием наказания, а в силу нравственного осознания своего проступка. Нет такой прямой связи между степенью наказания и глубиной порождаемого чувства. При этом физическое наказание имеет наименьший нравственный эффект; нравственное наказание (отказ в ласке, общении и др.) оказывает более сильное влияние на развитие самосознания ребенка.

Рубрики

Партнеры: