Педагогика

ВЕРА

важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных. В. основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. В. в объективное значение высших, абсолютных ценностей есть религия (C.JI. Франк). Но и в атеистическом гуманистическом сознании В. как убежденность в справедливости, правоте целей и способности, реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая В. (в отличие от слепой В., или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но открывает простор для активной, продуктивной деятельности сознания. В практической жизни человека В. есть первое условие успеха во всяком деле (B.C. Соловьев).

В. олицетворяет главное и ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрение и поступки, представляя собой служение некоей ценности. Понятие В. имеет два значения: верить и веровать. Верят в кого-то или во что-то все люди, веруют немногие. Верят в карты, гадание, гороскопы, приметы и т.д., веруют в Бога. Предмет В. откладывает отпечаток на поведение и даже облик человека. Если он верит в чувственные наслаждения, считает их главной для себя ценностью, то со временем превратится в наслаждающееся животное, что будет выражаться и во взгляде его глаз, и в общем выражении его лица. Поэтому не все заслуживает В., ибо В., напр., в деньги и власть, питает тело и душу, но разрушает дух (духовность). В. — ответственно осознанное движение сознания (М. Бахтин), воля и знание одновременно. Люди сами выбирают предмет своей В. и стремятся к нему: они ответственны за свой выбор.

В обычном словоупотреблении В. — это уверенность в научных выводах, гипотезах, к-рые в данный момент еще нельзя доказать экспериментально. Такая В. опирается на уже постигнутое и проверенное на практике знание.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте