Педагогика

УСВОЕНИЕ

процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности. Процесс У. начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни человека, являясь основой развития его психики и поведения. В настоящее время сложились следующие основные формы У. — не — посредственно-эмоциональное общение, предметно-ма- нипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельность. Каждая форма У. связана с определенным общественно заданным содержанием, субъективное воспроизведение к-рого приводит к соответствующему уровню психического развития. Эти формы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Напр., игровая деятельность, являющаяся главной формой У. в дошкольном детстве, в измененном виде существует и в более старших возрастах, сочетаясь с учением и трудом. Для У. характерна следующая особенность: оно осуществляется в процессе собственной деятельности индивида с предметами материальной и духовной культуры. У. включает следующие основные компоненты: 1) предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание У.); 2) способы задания этих предметов, соответствующие определенной форме У. (напр., игровой форме У. взаимоотношений людей соответствует задание их в виде ролей); 3) практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в предметах культуры. Результаты У. выражаются в виде, с одной стороны, усвоенных человеком знаний, умений и навыков, с другой — способностей, характеризующих определенный уровень психического развития, к-рый служит предпосылкой У. более сложного содержания (напр., лишь достаточно развитые мотивация и способность воображения позволяют ребенку перейти от игровой деятельности к учебной). Содержание усваиваемого, способ его объяснения, а также соответствующие им виды деятельности первоначально выступают перед человеком как внешние образцы (предметы обихода и приемы пользования ими, приемы изготовления; сюжет и роли игры; правила орфографических и математических действий; манера поведения и т.д.). Условия У. всегда создаются для данных индивидов др. людьми — родителями, педагогами, коллективом сверстников, к-рые персонифицируют в себе общественный опыт. Лишь через общение индивид оказывается в ситуациях, требующих от него У. нек-рого содержания в соответствующей форме. Поэтому У. всегда выступает как процесс интериоризации, т.е. воспроизводства в формах субъективной (внутренней) деятельности первоначально внешне заданных образцов общественного опыта и средств ориентации в нем. Каждой форме У. присущи особые закономерности. В настоящее время наиболее подробно изучены особенности У., происходящего в форме школьного обучения. Специфическим способом формирования учебной деятельности служат здесь учебные задачи, специально направляющие активность школьников на приобретение необходимых теоретических знаний и практических умений (в отличие, напр., от игры, где У. выступает как ее побочный продукт). Так, перед школьниками прямо ставятся учебные задачи по овладению понятием числа или нек-рого физического закона. При решении этих задач у детей с помощью учителя формируется познавательная деятельность, адекватная той, к — рая осуществлялась людьми при создании понятий. Эта деятельность строится по внешним образцам и на дидактическом материале, представленном наглядно или через словесные описания. Учебная работа школьника состоит в практическом или мысленном расчленении материала на компоненты и в новом их объединении (анализ и синтез), в выделении существенных компонентов, в прослеживании их связей с внешними проявлениями объекта (абстракция и обобщение). Происходит целенаправленное мысленное создание уч-ся объекта изучаемых понятий. Внутри этой деятельности осуществляется запоминание его сторон, способов их связи, а также приемов применения в практических ситуациях. Основными звеньями У., протекающего в условиях решения учебной задачи, выступают предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание (непроизвольное и произвольное) его содержания и последующее применение знаний в практике.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: