Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Развитие сюжетно-ролевой игры проходит через несколько этапов, анализируя которые Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития игры. Уровни различаются по следующим параметрам: характер игровых действий, особенности игровой роли, логика развития игры, отношение к правилам. Систематизированное описание уровней развития игры представлено в табл. 2.

Исследования показывают, что уровни развития игры соответствуют некоторым поступательным этапам психического развития игры. Однако уровни игровой деятельности нельзя однозначно привязать к возрастным этапам, так как 3 – 4-летний ребенок может демонстрировать и первый, и второй, и даже третий уровень развития игры.

 

Уровни развития игры являются показателями психической, а не возрастной зрелости, или, в терминологии Л.С. Выготского, показателями психологического, а не паспортного возраста ребенка. Приведем примеры игры дошкольников разных уровней развития, опираясь на протоколы исследований Д. Б. Эльконина [88].

Таблица 2

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)

Уровни игры Игровые действия Игровая роль Логика игры Игровые правила
1-я фаза.

Соотнесение предметных и реальных действий

1-й уровень Однообразные действия с предметами, направленные на партнера Роль присутствует номинально. Она зависит от действий, а не влияет на них. Роли не отражают отношения Игровые операции сменяют друг друга без логического взаимодействия Правила фактически отсутствуют, логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей
2-й уровень Разнообразные действия с предметами, соответствующие реальной действительности Роли называются детьми и связаны с выполнением ролевых действий. Намечается разделение ролевых функций Игровые операции сменяют друг друга в соответствии с реальной последовательностью, наблюдаемой ребенком в жизни Правило еще не выступает явно, но импульсивность снижается. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но и не опротестовывается
2-я фаза.

Соотнесение социальных отношений в игре с реальными отношениями между людьми

3-й уровень Появление специальных действий, передающих характер отношений к партнерам Роль ясно очерчена и выделена, определяет все содержание игры, направляет поведение. Появляется специфическая ролевая речь Логика игры определяется принятой ролью, последовательна и развернута Правила поведения вычленяются, становятся обязательными. Нарушение логики опротестовывается, но без аргументации
4-й уровень Преобладание действий, связанных с отношением к другим людям Роль очевидна, стержнем проходит через всю игру и взаимосвязана с ролями партнеров. Речь носит выраженный ролевой характер Разворачивается картина взаимоотношений между игровыми персонажами. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику Правила рациональны. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ мотивируется
Читайте далее:

Оставьте комментарий