Педагогика

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОВСКИМ УЧЕБНО-ВОСПИ — ТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

планомерное воздействие на содержание, структуру и предпосылки эффективности учебно-воспитательного процесса с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Управлять учебно-воспитательным процессом — значит создавать оптимальные внешние и внутренние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности преподавания, всех видов и форм учебной и воспитательной работы. В учебно-воспитательном процессе участвуют ректорат, учебный отдел, деканат, преподавательские, студенческие коллективы и т.д. Их деятельность нуждается в управлении, общем планировании, целеустремленном определении и корректировании содержания, форм и методов работы. Каждая часть сложной системы подготовки специалистов, каждое звено этой системы должны выполнять заранее предусмотренные мероприятия, подчинять свою деятельность общей цели и логике учебно-воспитательного процесса. Управление учебно-воспитательным процессом вуза осуществляется с помощью разнообразных средств и способов. Среди них учебный план, план научной, воспитательной и культурно-массовой работы, тематические планы и программы, постановка и разъяснение ближайших и более отдаленных учебных и воспитательных задач перед преподавателями, студентами, общественными организациями, своевременное уточнение этих задач в ходе их выполнения и постановка дополнительных, организация обмена опытом, целесообразная расстановка преподавателей, подбор актива, проведение экзаменов, зачетов, практики, стажировки, написание курсовых и дипломных работ, контроль, помощь и стимулирование деятельности всех тех, кто реализует учебно-воспитатель — ный процесс. Важнейшими психологическими особенностями У.в.у.-в.п. является его соотнесенность с задачами формирования личности студента, направленность на согласование деятельности студентов и деятельности преподавателей, общественных организаций, на выявление и реализацию воспитательных возможностей всех форм и видов занятий, условий вуза в целом. Участникам У.в.у.-в.п. необходимы основательные и разносторонние знания, хорошая подготовленность как в общеобразовательном, гуманитарном, специальном, так и в психолого-педагогическом отношении. Эффективность управления находится в прямой зависимости от демократического мировоззрения, идейной и профессиональной направленности личности руководителя, его ответственности, склонности и интереса к своему делу, творческого мышления, гуманизма. Нужна высокая личная дисциплина и организованность, требовательность и взыскательность, постоянный контроль за выполнением поставленных задач.

Рубрики

Партнеры: