Педагогика

УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

умения, к-рые обеспечивают постоянный живой процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром (Е.С. Рапацевич, 2002). У.о. обеспечивают все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивают психику, обогащают сознание. Общение выполняет в жизни общества ряд важнейших функций, среди к-рых: коммуникативная — обеспечение связи между людьми; информативная — духовное обогащение знаниями, умениями и навыками; педагогическая — формирование сознания, организация деятельности и отношений молодежи; нравственно-эти — ческая — умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты.

Разработана система упражнений на развитие У.о. (А.А. Леонтьев, 1979). Вот эти упражнения:

1.  Выберите профессионального или просто опытного оратора, выступающего в различных аудиториях, к — рый, по вашему мнению, очень хорошо владеет У.о. Присутствуйте на нескольких его выступлениях. Постарайтесь по возможности, чтобы тема выступления совпадала, а аудитории, напротив, как можно больше различались. Есть ли разница в построении выступления? В языке? В манере держаться? В степени вовлечения аудитории в общение? Хронометрируйте «отступления» от темы (обращения к залу, шутки и т.д.). Одинаково ли часты они в разных аудиториях? Одинаков ли их характер? Почему? В каких местах выступления они возникают?

2.  Достаньте сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или ораторов (напр., судебные речи русских или советских адвокатов). Внимательно прочтите эти речи с карандашом в руках, обращая особое внимание на те места, к-рые носят не столько информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Подчеркните «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Почему был избран именно данный вариант?

3.  Вам предстоит выступать с докладом на методическом совещании или семинаре. Отдайте себе ясный отчет: нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь полный текст? Подробный конспект? Краткий конспект? План? Можете ли вообще обойтись без бумажки? Если вы ощущаете, что не можете без текста, поступите следующим образом. Прежде чем его написать, изобразите на бумаге ход ваших мыслей (но не последовательность их изложения) в виде схемы: «Мы знаем… следовательно…» и т.д. Только когда этот логический «скелет» будет начерчен, разверните эту связь мыслей в последовательность высказываний. Перечитайте текст несколько раз. Всели смысловые связи сохранились в тексте? Если нет, может быть, они и не нужны, потому что слушатели восстановят их сами? Выделите в тексте высказывания, к-рые отражают главный ход ваших мыслей, и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте только подчеркнутое. Есть ли логическая связь? Теперь подчеркните синим карандашом то, что непосредственно обосновывает вашу мысль (не больше двух-трех «синих» высказываний на одно «красное»). Перечитайте все подчеркнутое (синим и красным вместе). Есть ли логическая связь? Выпишите «красные» и «синие» высказывания на отдельный лист бумаги, подчеркнув «красные» (любым цветом). Припишите в плане те три-четыре вводных высказывания, к-рыми вы начнете выступление («Вопрос, анализируемый в докладе, почти неразработан. Поэтому… и т.д.), и те три-четыре, к-рыми закончите. На том же листе выпишите упоминаемые в докладе цифровые данные, имена, географические названия, вообще то, что трудно для запоминания. А теперь оставьте текст дома и спокойно идите на доклад только с этим листом! Если вы можете с самого начала обойтись конспектом, составьте предварительно такую же смысловую схему и так же выделите ход мысли. Только результатом этой работы будет не конспект, а план (плюс вводные и заключительные слова и трудные для запоминания данные). Если вам с самого начала достаточно плана, вы в этом упражнении не нуждаетесь. В заключение еще два совета: а) если вам предстоит осветить несколько самостоятельных вопросов, обязательно выпишите в конспект (план) «формулы перехода» типа: «Не менее важным нам представляется остановиться на…»; б) все — таки текст (конспект) не оставляйте дома: пусть он лежит где-нибудь рядом на кафедре. Он вам не понадобится, но так будет спокойнее!

4. Проанализируйте речь учителя с др. т.зр.: а) сколько раз за урок он хвалил и вообще поощрял уч-ся, класс или к.-л. одного? б) сколько раз высказывал недовольство или порицание? в) равномерно ли они распределялись или кому-то доставались «пироги и пышки», а кому — то «синяки и шишки»? в) сколько раз учитель повторял (точно или переформулируя) высказывание уч-ся? г) сколько вопросов было задано классу или отдельным уч — ся? д) сколько было отдано приказов и прямых указаний (их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «пойди…», «сделай…»)? е) сколько вопросов (по существу урока) было задано уч-ся учителю? ж) сколько раз уч-ся отвечали по собственной инициативе, а не по требованию учителя? Для простоты начертите табличку и в соответствующих графах ставьте точки. Проделайте такой же анализ на уроках др. учителей в том же классе и на уроках того же учителя в др. классах (желательно параллельных или с разницей не больше чем в год).

5.  А теперь попросите к.-л. из коллег проделать такой же анализ на вашем уроке в определенном классе, на ваших уроках в др. классах и на уроках др. учителей в вашем классе (по этическим соображениям вам самому не стоит этого делать). Сопоставьте результаты и сравните их с вашими данными из упражнения 4.

6.  Попросите уч-ся вашего класса кратко (одним-дву — мя абзацами) обрисовать в письменной форме способ поведения и общения в классе различных учителей, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характеристиками» (по одному на учителя с просьбой их перетасовать) подписывать не следует, вообще это задание для уч-ся должно быть проверкой их наблюдательности и знания людей. Для них это будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых вам учителей вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнений 4 и 5.

Упражнения следует дополнить чтением литературы по проблемам общения.

Рубрики

Партнеры: