Педагогика

СВОБОДА

возможность поступать так, как хочется, С. воли. В истории развития понятие творческой С. постепенно вытесняет понятие С. от препятствий (принуждения, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о С. и судьбе, затем о С. от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятия церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой С. человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под С. понимали беспрепятственное развертывание человеческой личности. Со времен Просвещения возникает понятие С., признающее господство всемогущей естественной причинности и закономерности. Марксизм считает С. фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенционализму, основным состоянием бытия является страх перед возможностью небытия, страх, к-рый освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть нек-рой степени С.

Рубрики

Партнеры: