Педагогика

СПОСОБНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Главными компонентами данных способностей являются следующие: поэтическое восприятие, выражающееся в ярком и точном образном видении, эмоциональном переживании воспринимаемого (впечатлительность), поэтической образности, «зоркости» (видение художественных деталей, подробностей); наблюдательность; образная память; эстетическое чувство; образное мышление; творческое воображение, проявляющееся в способности к импровизации, созданию новых образов, быстроте построения сюжета и, наконец, в способности к сопереживанию; способность к овладению точным и выразительным литературным языком (богатство словесных ассоциаций, чувство языка, эмоциональность и выразительность языка); любовь к литературному творчеству и др.

Ф. Баррон на основе исследования 56 писателей-про- фессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству: 1) высокий уровень интеллекта; 2) склонность к интеллектуальным и познавательным темам; 3) красноречие, умение ясно выражать мысли; 4) личная независимость; 5) умелое пользование приемами эстетического воздействия; 6) продуктивность; 1} склонность к философским проблемам; 8) стремление к самовыражению; 9) широкий круг интересов; 10) оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления; 11) интересная, привлекающая внимание личность; 12) честность, откровенность в общении с другими; 13) соответствие поведения эстетическим нормам.

В отечественной психологии А.Г. Ковалев изучал способности к литературному творчеству. Он выделил опорное свойство С.л. — огромную впечатлительность (живость и острота восприимчивости и сила эмоциональной отзывчивости). Она проявляется в отзывчивости на людей, природу и в эстетическом чувстве (отборе типичных, существенных, выразительных впечатлений). В результате развития этих способностей формируется наблюдательность как свойство личности, профессионально значимое для писателя. Др. важнейшей способностью писателя А.Г. Ковалев считает умение преобразовывать виденное, ассоциировать наблюдения. Творческое воображение проявляется в способности отчетливых и ярких видений людей и сцен, в легкости образования ассоциаций между словом и образом (слуховыми, зрительными, обонятельными представлениями). Важным проявлением С.л. является чуткость и обостренная восприимчивость к языку. Эстетическое отношение к языку — яркая черта личности писателя. Развитие С.л. А.Г. Ковалев видел в процессе превращения острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личности — художественную наблюдательность: способность увидеть собственное, характерное, отвечающее эстетическому вкусу писателя. С развитием сенсорной чувствительности перестраивается воображение, оно становится направленным и мощным. Опираясь на высокую чувствительность, на восприятие, воображение начинает выполнять регулирующую функцию и подчинять восприятие возникающим художественным замыслам, дорисовывать то, что было за пределами воспринимаемого. Важную роль в становлении С.л. играет формирование мировоззрения личности. Одновременно с этими процессами складывается и закрепляется своеобразная техника и язык, соответствующие стилю и методу писателя.

Рубрики

Партнеры: