Педагогика

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ

уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию др. личности или социальной группы; при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение др. человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям. Различают два класса С.: 1) С., возникающее вследствие неосознаваемого непроизвольного эмоционального заражения и охватывающее субъекта при непосредственном, как правило, случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми (напр., мгновенно распространяющиеся во внешне связанной группе людей страх или радость). Такого рода С. иногда называют непосредственными ответными эмоциями; 2) С., к-рые представляют в индивидуальном сознании субъекта соответствующий уровень межличностных отношений, опосредствованных совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями социальной группы (напр., радость по поводу успеха и сострадание неудаче по отношению к члену коллектива). В их основе лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности/Особенно рельефно С. выступает в гуманном отношении личности к др. людям.

Рубрики