Педагогика

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под Сл. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. С.л. относится к тем процессам, посредством к-рых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С.л. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Определяющее значение для процессов Сл. имеет общественное воспитание. Процесс С.л. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве ин-тов С.л. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы.

Понятие «С.л.» имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна, в процессе воспитания в обществе, не без сопротивления, преодолеваться. В иных случаях термин «С.л.» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «С.л.» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Рубрики

Партнеры: