Педагогика

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900— 1930 гг., гл.обр. в отечественной психологии, и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Следуя за И.М. Сеченовым, Р. исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, к-рый не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекавшие с участием головного мозга («соотносительная деятельность»). Р. стремилась использовать исключительно объективные методы как «твердую точку опоры» для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии в.н.д. Несмотря на ряд эмпирических достижений, Р. не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. XX в. усилилась марксистская критика Р. Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. после «павловской сессии» Академии наук и Академии медицинских наук получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.

Рубрики

Партнеры: