Педагогика

РАЗВИТИЕ

философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Р. — универсальное и фундаментальное свойство бытия, к-рое составляет специальный предмет исследования диалектики — учения о Р. Поскольку основным источником Р. выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость Р., его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» Р. оказываются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы.

Важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики, имеет принцип Р. Уже у Дж. Локка мы находим ясно выраженную генетическую точку зрения, и с этого времени с нею начинают считаться в психологии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития и формирования является историогенез, т.е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное. При этом следует различать понятия «Р.» и «формирование». Понятие (и соответственно термин) «Р.» относится обычно к таким системам, к-рые имеют высокую степень самодостаточности и автономные внутренние источники своих качественных изменений. «Формирование» же относится, как правило, к объектам, качественные изменения к-рых происходят под влиянием к.- л. внешних управляющих сил. Но, по мнению В.В. Давыдова, в процессах развития автономных и суверенных систем присутствуют моменты формирования нек-рых их составляющих, а в процессе формирования к.-л. объекта на нек-рых стадиях наблюдаются моменты Р. отдельных его компонентов. Между данными понятиями нет непроходимой пропасти. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, исходным субъектом психического Р. является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, к-рый на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов.

Рубрики

Партнеры: