РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ТРУДА

процесс необратимых, направленных и закономерных изменений личности, приводящий ее к наивысшим достижениям в области трудовой деятельности. Возрастное развитие человека как субъекта труда можно представить в виде нек-рых этапов. Е.А. Климов (1998) выделяет следующие этапы Р.с.т.

Допрофессионалъное Р.с.т.

1.  Стадия предыгры («эпоха раннего детства»: – интервал от рождения приблизительно до 3 лет, т.е. около 5% времени, если принять за 100% «юридический» цикл развития субъекта трудовой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране). В это время происходит овладение ребенком в процессе общения со взрослыми сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение нек-рых манипулятивных, соотносящих, орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

2.  Стадия игры («период дошкольного детства»). Интервал примерно от 3 до 7-8 лет; 7% от указанного выше условного цикла развития субъекта деятельности. В это время происходит овладение ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослыми различных игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий. Начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению.

3.  Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства»). Интервал от 7-8 до 11-12 лет; около 7% от «юридического» цикла Р.с.т. В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать «про себя» (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы «учитель – ученик», «ученик – соученик», «ученик младшего класса – ученик старшего класса» и т.д. Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.

Развитие в период «выбора профессии» (проектирования профессионального «старта» и жизненного пути):

4.  Стадия оптанта, или оптации (осознанной подготовки к «жизни», к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности. В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для «мира взрослых») ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных («взрослых») отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.

Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала:

5.  Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15-18 до 16-23 года. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) нек-рой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией адепта. Сюда отнесем уч-ся разных типов и уровней профессионального образования: й уч-ся ПТУ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений), и студентов техникумов, профессиональных школ, вузов, а также «слушателей», «курсантов», «учеников» мастера-наставника и др. В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности, «для жизни», для успешного «профессионального старта». Формируется профессиональная пригодность.

6.  Стадия, или фаза, «адаптанта», адаптации, «привыкания» молодого специалиста (адаптанта) к работе. Дело здесь в том, что социальные, деятельностиые нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уже о собственно «технологических» тонкостях дела, и должен «вписаться» в контекст этих норм.

7.  Стадия, или фаза, интернала. Перед нами уже опытный работник, к-рый устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту, и это признают товарищи по работе.

8.  Стадия, или фаза, мастера, мастерства. Работник может решать и простые, и самые сложные профессиональные задачи, к-рые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он обрел свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет нек-рые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

9.  Стадия, или фаза, авторитета. Это мастер своего дела, хорошо известный как минимум в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и т.д.).

10.  Стадия, или фаза, наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у к-рого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями. И это одно из обстоятельств, к-рые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой.

Читайте далее:

Оставьте комментарий