ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

целостная реализация живого психологического знания в образовательных практиках и технологиях, в науках об образовании. Психология медленно, но идет к живому знанию о человеке. Это сказывается на ее проблематике, методах и языке: живое движение, живой образ, живое слово, поступок, поступающее мышление и сознание, понимание как творчество и сотворчество, пространство и время (хронотоп), смысловое измерение бытия как координаты развития живой души и личности и т.д. Образование, пожалуй, больше, чем др. точки приложения усилий психологии, нуждается в живом знании о человеке. Живое знание о человеке слабо концептуализировано, но издавна им обладают поэты, художники, деятели театра — создатели первых психотехник, талантливые педагоги и нек-рые психологи. Оно интуитивно, и именно с ним связано создание оригинальных и продуктивных образовательных систем, т.н. инноваций в образовании (системы дошкольного воспитания А.В. Запорожца, воспитание слепоглухонемых И.А. Со — колянского — А.И. Мещерякова, начального обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, теория и практика развивающего обучения В.В. Давыдова). Перечисленные инновации связанны с культурно-исторической теорией развития психики и сознания Л.С. Выготского. П.п. ориентирована не только на живое, но и на личностное знание, личностный рост и духовную практику. Задача состоит в том, чтобы собрать по крупицам живое психологическое знание и в удобной (живой) форме донести его до педагога и вместе с ним умножить его. В этом и состоит П.п., к-рая одновременно и наука, и практика, а в идеале и технология, хотя любая технологизация — это утрата существенной части души. П.п. ни в коем случае не является оппозицией педагогической и возрастной психологии или экспансией в эти важные составляющие научных основ образования.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector