Педагогика

ПСИХОАНАЛИЗ

направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — первой трети XX в. В центре учения 3. Фрейда находятся бессознательные психические процессы и мотивация. П. был направлен против интеллектуализма ассопианистической психологии. П. рассматривает душевную жизнь с трех т.зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Заслуга Фрейда в том, что он впервые в едином теоретическом контексте поставил проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики. Свое философское завершение П. 3. Фрейда получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии. Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана схема психики, включающая представление о трех ее сферах — сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией — цензурой. Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, околь* ными путями проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. По 3. Фрейду, творчество человека — результат преобразования энергии либидо.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте