Педагогика

ПСИХИЧЕСКОГО КАК ПРОЦЕССА КОНЦЕПЦИЯ

разработанная C.J1. Рубинштейном и его учениками (А.В. Брушлинский и др.) в развитие теории И.М. Сеченова и раскрывающая основной способ существования психического. Психическое существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т.д.). Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т.д.) индивида с внешним миром, и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности, участвуя в регуляции всех действий, поступков и т.д. Так, мышление-это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические, лингвистические и т.д.), к-рые мышление порождает, но к к-рым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности (с мотивацией, способностями и т.д.). На каждой данной стадии своего психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях мыслительного процесса. При этом мышление, восприятие и т.д. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Однако на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и т.д. человек в значительной степени осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязи познавательного и аффективного компонентов любого психического акта. П.к.п.к. раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте