ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО (по В.В. Давыдову)

Уже ближайшее будущее школы предполагает замену прежних принципов дидактики новыми установками. Подлинная реализация принципа научности внутренне связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системой образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, к-рое лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности. Что же касается принципа преемственности, то во всем преподавании, несомненно, должна сохраняться связь качественно различных стадий обучения – различных по содержанию и по способам его преподнесения детям. Однако с приходом в школу ребенок должен отчетливо ощутить новизну и своеобразие тех понятий, к-рые он теперь получает в отличие от дошкольного опыта. Это – научные понятия, обращаться с ними нужно как-то иначе и более «неожиданным» способом, чем со значением слов «дом», «улица» и т.п. С переходам детей в более старшие классы должно, видимо, качественно измениться содержание учебных курсов и методов работы над ними (напр., должен вводиться аксиоматический метод изложения, исследовательский подход к материалу и т.п.). В самых старших классах форма и содержание знаний, а также условия их присвоения должны иметь качественно иную организацию, чем в предыдущих классах. Не количественные, а качественные различия отдельных стадий преподавания должны лежать в основе представлений дидактов и психологов при построении целостной системы среднего образования. Принцип доступности необходимо преобразовать во всесторонне раскрытый принцип развивающего обучения, т.е. в такое его построение, когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий. Такое обучение должно действительно «вести» за собой развитие и внутри у себя создавать у детей те условия и предпосылки психического развития, к-рые могут отсутствовать у них. Раскрытие законов развивающего обучения, к-рое выступает как активная форма осуществления развития человека, – одна из труднейших, но и главных проблем при построении будущей школы. Традиционному истолкованию принципа сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности. «Сознательность» может быть действительно реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют всеобщие условия их происхождения. А это возможно лишь при выполнении детьми тех специфических преобразований предметов, благодаря к-рым в их собственной практике моделируются и воссоздаются свойства объекта, становящиеся содержанием понятия. Исходная и наиболее развитая форма как раз и заключена в таких способах деятельности, к-рые позволяют воспроизводить объект через выявление всеобщих условий его происхождения (эти объекты могут быть и реально-предметными, и идеальными, фиксированными в различных знаках и словах). В итоге исчезает проблема «соединения» знаний и их применения. «Знания», приобретаемые в процессе деятельности и в форме подлинных теоретических понятий, по сути дела отражают внутренние качества предметов и обеспечивают необходимую ориентировку на них при решении практических задач. Принципу наглядности необходимо противопоставить принцип предметности, т.е. точного указания тех специфических действий, к-рые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, с другой – изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей. Сами модели могут быть материальными, графическими, буквенно-словесными.

Согласно В.В Давыдову, всестороннее применение этих новых психолого-дидактических принципов позволяет конкретно определить существенные черты будущей школы и, прежде всего, указать условия, при к-рых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой, а не исключением, наблюдаемым в нынешней школе.

Читайте далее:

Оставьте комментарий