Педагогика

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П.р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния — филогенеза психики и развития психики конкретного человека — онтогенеза психики. Применительно к личности важнейшим фактором ее развития является историогенез, т.е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное. При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социализации в интересах человека и/или общества, к к — рому он принадлежит. Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию.

Л.С. Выготским (1930) была сформулирована идея социальной ситуации развития, «системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по к-рому ребенок приобретает новые и новые свойства личности». Этот тезис Выготского принят как важнейший теоретический постулат концепции развития личности. В педагогической и возрастной психологии он не только никогда не опровергался, но и постоянно использовался как основополагающий (Л.И. Божович). Однако рядом с ним, а в дальнейшем фактически и вместо него, в качестве исходного момента для объяснения динамических изменений в развитии фигурирует принцип «ведущего типа деятельности» (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, следует различать два подхода к развитию личности. Первый, собственно психологический — что уже есть у развивающейся личности и что может быть в ней сформировано в данной конкретной социальной ситуации развития. В рамках этого подхода понятно, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития. Второй, собственно педагогический подход — что и как должно быть сформировано, чтобы личность отвечала социальным требованиям. В рамках этого подхода нек-рая социально одобряемая деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредствуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию». Однако это не будет один «ведущий тип деятельности» для каждого возраста. Развитие личности не может и не должно на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним «ведущим типом деятельности». В подростковом и раннем юношеском возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается деятельностью, обеспечивающей адаптацию в различающихся группах: физическое совершенство — спортивной деятельностью; нравственное развитие — взаимодействием с референтными лицами, дающими возможность подростку осваивать образцы поведения. Очейидно, что чем больше расширяются социальные связи, тем более они перекрещиваются между собой. По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, задача развития личности не предполагает необходимости для того или иного возрастного периода и соответственно для каждого ребенка данной возрастной группы выделить одну-единственную ведущую деятельность как личностнообразующую, оставив за другой роль ее сателлитов. В противном случае нельзя не опасаться, что будет происходить однобокое формирование личности, что возникнет некая гипертрофия одной из ее сторон, тормозящая развитие и противоречащая ее гармонизации (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, 1998). В качестве личностно-образу — ющей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из к-рых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в к-рой нет оснований выделять ведущие или же ведомые компоненты.

Рубрики

Партнеры: