Педагогика

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

логическая операция по обоснованию истинности суждения с помощью др. истинных суждений. Д. выполняет своеобразную познавательную роль. Оно строится человеком с вполне определенной целью — для того чтобы удостовериться в истинности нек-рого знания — и неразрывно связано с вопросами «верна ли данная мысль?» и «почему она верна?». В процессе Д. отыскиваются истинные основания (аргументы, доводы), из к-рых это знание следует. В этом Д. существенно отличается от умозаключения, к-рое решает др. познавательную задачу, — задачу нахождения того, что следует из имеющихся посылок.

Строение Д. определяется тремя следующими вопросами: что доказывается? Чем доказывается выдвигаемое положение? Как оно доказывается? Ответы на эти вопросы раскрывают понятия тезиса, оснований (аргументов, доводов) и демонстрации, входящих в структуру Д. Суждение, истинность к-рого следует доказать, называется тезисом Д. Именно в этом смысле употребляется термин «тезис», когда говорят об изложенных тезисах какого-то доклада или статьи. В таком случае имеется в виду, что эти тезисы будут раскрыты и обоснованы автором. В процессе доказывания тезис может быть обозначен различными способами. Выделяя тезис, можно, напр., сказать: «Мой тезис следующий», «Я стою на такой точке зрения», «Он выдвигает такое положение» и т.д. Иногда ведется обоснование нек-рого суждения без специального указания на то, что это тезис. Так, напр., в рассуждении «Историю древнего мира следует изучать, т.к. она позволяет глубже понять настоящее» суждение «Историю древнего мира следует изучать» выступает в качестве обосновываемого положения, т.е. тезиса. Тезис в Д. занимает центральное место. Его иногда сравнивают с королем в шахматной игре. Как при игре в шахматы мы все наши помыслы связываем с позицией короля противника, так и при Д., какие бы данные ни вовлекались нами в мыслительный процесс, все они должны объединяться вокруг тезиса и подчиняться его обоснованию. Истинные суждения, из к-рых следует тезис, называются основаниями (аргументами, доводами). Так, напр., при Д. геометрической теоремы (тезиса) о равенстве суммы внутренних углов плоского треугольника двум прямым основаниями Д. будут нек-рые ранее принятые в качестве истинных или ранее доказанные положения: пять известных постулатов Эвклида, теорема о внутренних накрест лежащих и соответственных углах, теорема о равенстве двух смежных углов двум прямым и др. Основаниями Д. совершенной кражи могут быть, к примеру, суждения, в к-рых формулируются сведения об отсутствии каких-то ценностей, наличии взломанной двери, следах пребывания на данном месте посторонних людей, оставивших нек-рые улики. Основаниями могут быть суждения различного типа: суждения об удостоверенных фактах; определения; аксиомы; доказанные ранее положения науки (теоремы, законы науки и др.).

Для того чтобы тезис следовал из оснований, между тезисом и основаниями должна существовать определенная логическая связь., т.е. Д. должно иметь нек-рую логическую форму построения. Логическая форма построения Д. называется демонстрацией. Демонстрация, как правило, имеет форму дедуктивного умозаключения или цепи таких умозаключений. Примером дедуктивного обоснования может служить следующее рассуждение. В результате анализа обстоятельств конкретного дела следователь пришел к заключению, что выстрел в потерпевшего Н. был произведен с близкого расстояния, что существенно влияло на решение вопроса о виновнике преступления. В обоснование тезиса приводились два аргумента (основания, доводы). Первый из них — суждение о факте: вокруг огнестрельной раны на теле Н. обнаружено внедрение несгоревшего пороха. Второй аргумент — эмпирическое обобщение: следы несгоревшего пороха внедряются вокруг огнестрельной раны лишь тогда, когда выстрел произведен с близкого (до 1 м) расстояния. Аргументация принимает следующий вид:

Тезис:

Выстрел в Н. сделан с близкого расстояния (д).

Аргументы:

1.  Вокруг раны на теле Н. обнаружен несгоревший порох (р).

2.  Наличие пороха вокруг раны (р) всегда свидетельствует о близком выстреле (д).

Логическая реконструкция показывает, что демонстрация протекает в форме условно-категорического умозаключения:

р->д,р д

Различают Д. прямые и косвенные. Прямым называется Д., при к-ром тезис логически следует из найденных оснований. Косвенным называется Д., при к-ром истинность тезиса логически следует из устанавливаемой ложности суждения (или суждений), находящегося в определенной логической связи с тезисом, т.е. из ложности антитезиса.

Для того чтобы Д. завершилось успехом, надо в процессе обоснования истинности тезиса соблюдать следующие правила Д.: тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определенными; тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего Д.; тезис не должен содержать в себе противоречие; тезис, к-рый требуется доказать, не должен находиться в логическом противоречии с высказанными ранее суждениями по данному вопросу; доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу; Д. должно быть полным; аргументы (доводы), приводимые в подтверждение истинности тезиса, должны являться достаточным основанием для данного тезиса; доводы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, сами должны быть истинными, не подлежащими сомнению, т.е. проверенными на практике; доводы должны быть суждениями, истинность к-рых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

Рубрики

Партнеры: