Педагогика

ПРИЛЕЖАНИЕ

старание, усердие в учении и труде; воспитывается с раннего детства в процессе разнообразной и систематической деятельности, к-рая направляется родителями и педагогами. Приучая ребенка доводить начатое дело до конца, выполнять его аккуратно и добросовестно, мы формируем это необходимое качество. Роль П. высоко оценивал выдающийся педагог-гуманист Ян Амос Коменский: «Очень важно для человечества и то, чтобы люди стали прилежными и трудолюбивыми».

Принято оценивать П. школьника его отметками. Однако в этом кроется серьезный педагогический просчет. Оценивать сделанное ребенком нужно, учитывая степень его П. Пятерки, четверки, тройки… Какие они разные! Бывает, пятерка скорее всего ставится природе, наградившей ребенка цепкой памятью и остротой реакции, или маме, из вечера в вечер повторно обучающейся вместе с сыном или дочерью по школьной программе. В иную же тройку вложено столько собственного труда, что невольно проникаешься уважением к человеку, проявившему П., но не отступившему перед трудностями. Весь учебно-воспитательный процесс в школе направлен на формирование П. Однако оно воспитывается тем более успешно, чем глубже учитываются индивидуальные особенности ребенка. Именно поэтому особая роль в воспитании П. принадлежит семье, где индивидуальные особенности ребенка могут быть учтены наиболее полно и действенно. Отсутствие П. при хороших способностях может стать причиной неуспеваемости школьника. Значимую роль в формировании П. играет мнение ближайшего окружения ребенка, общественное мнение.

П. может носить ограниченный характер, при к-ром ребенок, прилежно занимающийся математикой или радиоконструированием, не проявляет должного усердия при выполнении, напр., работ по самообслуживанию или заданий по гуманитарным предметам.

Рубрики

Партнеры: