Педагогика

НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ КРИТЕРИИ (по Б.Т. Лихачеву)

Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность.

Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллов. Любой вид деятельности ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье — может быть оценена с т.зр. прилежания и успешности.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих, ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти 9 требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к различным возрастным группам.

От школьников-дошкольников требуется:

—  знать, что они живут в СНГ;

—  уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными;

—  любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, природу и все живое;

—  дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора, класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев;

—  трудиться по дому, на уроках труда, вместе с друзьями выполнять задания по самообслуживанию в школе;

—  бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завистью, жадностью в себе и других;

—  беречь хлеб, вещи, к-рыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова;

—  помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе;

-творить, рисовать, сочинять песенки, стихи,танцевать, создавать новые игрушки и игры.

Школьники-шестилетки вступают в новый период жизни. Интенсивное формирование привычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связываться с осознанием нравственных требований, способностью высказать простейшее нравственное суждение.

От младших школьников требуется:

—  знать гимн, гордиться своей Родиной;

—  уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

—  любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

-дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, к — рому можно все доверять и к-рого никогда не подведешь;

—  трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;

—  бороться с собственной ленью и др. недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

—  беречь общественное добро и родную природу;

—  помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам; своим товарищам в учебе и труде, общественной работе;

—  творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.

От старших и младших подростков требуется:

—  знать, что они граждане своей страны; уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

—  любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

-дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

—  трудиться в школьных мастерских, на любой общественно полезной работе добросовестно, дисциплинированно и ответственно;

—  бороться с проявлениями у себя и своих товарищей тщеславия, самодовольства, жестокости, чванства, равнодушия к людям и делу;

—  беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

—  помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

—  творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в к-ром чувствуешь способность и тягу к творчеству.

От юношей и девушек старшего школьного возраста требуется:

—  знать, что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой;

—  уметь владеть собой, правильно, в интересах общества и собственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины;

—  любить свой народ, культуру своего многонационального народа и прогрессивную культуру всех стран;

—  дружить со сверстниками всех национальностей, быть преданным и верным в дружбе;

—  трудиться активно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой;

—  бороться с мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, безалаберностью, безответственностью, с проявлением потребительской психологии, с хулиганством и пьянством;

—  беречь боевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и др. виды собственности от расхитителей и разгильдяев;

—  помогать своим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте;

—  творить новое в труде, красоту в искусстве, в межличностных отношениях, нравственную красоту в самом себе.

Нравственно-эстетическая сущность детской личности, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В процессе деятельности, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами — учителями, родителями, детским коллективом. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития школьника на данный момент. Такую оценку рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития уч-ся.

Оценка детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения».

Рубрики

Партнеры: