Педагогика

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

важнейший компонент педагогического анализа, благодаря к-рому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитания, в его той или иной степени успешности, могут совершенствовать организованный процесс либо корректировать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам (В.И. Журавлев, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый и др., 1993). Для оценки воспитательного процесса, по мнению упомянутых авторов, необходимы две группы критериев. Первая — для оценивания профессиональной работы педагогов: что служит меркой, «прикладывая» к — рую к работе педагога, можно судить о том, хорошо или плохо он исполняет свою профессиональную работу? Вторая — для оценивания воспитательного результата данной профессиональной работы.

Первая группа К.о.в.п. проистекает из понимания воспитания как введения ребенка в контекст культуры. Признаки культуры служат отдельными критериями оценки профессиональной работы педагогов: цивилизованность как соответствие организованного процесса материально-техническим достижениям человечества; духовность как сопричастность организованной жизнедеятельности детей проблемам человечества; нравственность как ориентированность на человека в качестве наивысшей ценности современной культуры.

Показатели, к-рые станут свидетельствовать о соответствии профессиональной работы объявленным критериям, многочисленны. Основные из них: материально-техническое оснащение школы, характер ведения документов, распределение профессиональных функций педагогов в школе, содержание организованной деятельности детей, социально-психологический климат в школе, а также отношение педагога к ребенку как человеку.

Вторая группа К.о.в.п. выводится из представления о достойном человеке современной культуры. Его соци — ально-психологический стержень — принятие ценностей Добра, Истины и Красоты как личностных ценностей и оснований своей жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик ребенка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку.

Продуктом профессиональной педагогической деятельности или ее результатом является воспитанность детей. Чем более воспитаны дети, тем выше оценка профессионализма педагога. Поначалу такая постановка вопроса кажется несправедливой, ведь дети приходят к педагогу не «tabula rasa», они уже обладают каким-то уровнем воспитанности как итогом предыдущей истории жизни.

Умные, добрые, красивые в одной группе. Неразвитые, агрессивные, неухоженные — в другой. Исходный материал разный, а значит, разным будет конечный результат.

Выходом из такого противоречия становится введение третьего К.о.в.п. — мера изменения детей, «какими были» и «какими стали», динамика духовного обогащения. Профессиональная справедливость соблюдается, если детей не сравнивать друг с другом, а сравнивать лишь с самим собой в прошлом и настоящем. Напр., через полгода работы с детьми педагоги констатируют следующее: в одной группе появились доброжелательность, товарищество, заботливость, дисциплинированность, работоспособность, ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, а в другой — снижение работоспособности, падение дисциплины, появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности по отношению к педагогам и друг к другу. Подобное есть свидетельство разной педагогической воспитательной работы.

Для оценивания воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики. Воспитанность школьника — это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает нек-рым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.

Если поведение ребенка в жизненных ситуациях самого разного плана отвечает принципу Добра («содействие благу др. человека»), если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое от его воли и воли др. людей, и соотносить свое поведение с известной ему объективностью, наконец, если ребенок воспринимает Красоту («гармония формы и содержания в ее уникальном варианте»), уважает все ее проявления и созидает красоту, — то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка как достижении им определенного уровня личностного развития, позволяющего жить в контексте современной культуры. «Добро», «Истина» и «Красота» становятся критериями оценки воспитанности.

Мера воспитанности — это мера соответствия данным критериям. О ней можно судить по показателям. Показатель — то, что «показывает» наличность ч.-л. Например, косная речь скудного лексикона, замусоренная словам и паразитами словами арго (жаргон, воровской язык), — явный показатель низкой меры интеллектуального развития. Эгоистическое поведение ребенка, часто фиксируемое в качестве показателя, дает основание отмечать непричастность ребенка к добру, а значит, его невысокое личностное развитие. Нек-рые показатели доступны наблюдению. К ним относятся: внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деятельность; реакция на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими, а также качественность его предметной деятельности.

Большинство показателей фиксируется прямым наблюдением за детьми: войдем в класс, пройдемся по коридору, заглянем в столовую, гардероб, туалетные комнаты — и у нас уже множество показателей, свидетельствующих о мере воспитанности детей. Но нек-рые показатели извлекают либо при длительном фиксированном наблюдении, либо из специальных диагностических методик. Педагогическая диагностика — получение педагогических характеристик из материала, полученного особым способом, к-рые прямо нацелены на выявление личностных характеристик. Таких способов тоже немало: опросник, анкета, недописанный тезис, альтернативный тезис, недописанный рассказ, недописанный диалог, ранжирование, шкалирование, рисуночный тест, «акт добровольцев» и т.д. Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка (как его наличность, так и меру), т.к. все они ставят ребенка в положение «свободного выбора», и в этом «свободном выборе» обозначается предпочтение добра или зла, истины или лжи, красивого или безобразного. Один пример: детей просят дописать предложенную им фразу «Хорошая жизнь — это…». Дописывая тезис, испытуемый (респондент) невольно выявит свое представление о желанной жизни, а значит, и набор ценностных ориентаций («ничего не делать и иметь много денег»; «когда есть друзья и интересная работа»; «жизнь с любимой семьей…»).

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, полученными в специально создаваемых ситуациях испытания (теста). Суммированные показатели (какие ценности предпочитает, насколько устойчива тенденция такого предпочтения) соотносятся с критериями, и это позволяет — очень осторожно! — формулировать определенные характеристики ребенка или группы детей в целом. Самое сложное в оценке воспитанности — субъективная интерпретация показателей. Допустим, восьмиклассница заявляет учительнице: «Пожалуйста, не кричите на меня!» Один педагог сочтет данный показатель проявлением неуважительности и дерзости, другой — формирующимся чувством собственного достоинства.

Проблема оценки воспитанности еще очень слабо разработана и ожидает своего времени, хотя нельзя не признать, трудно организовать высоко профессиональным образом воспитание, не оснащенное достаточно глубоко разработанной педагогической диагностикой.

Рубрики

Партнеры: