Педагогика

ПОЗНАНИЕ

процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением. П. осуществляется посредством познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и речи. Целью П. является достижение объективной истины. Исходный пункт П. — ощущения, восприятия и представления, т.е. живое, непосредственное созерцание предметов, явлений реального мира. Однако в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается единичное в материальном бытии. Задача П. — выявление общего, существенного. Это достигается на второй ступени П., когда на основе практической деятельности человека появляется мышление. Отвлекая из данных, полученных с помощью органов чувств, общее и существенное, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Обе ступени процесса П. — чувственная и логическая — находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Процесс П. включает такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, воображение, интуиция и др., к-рые на основе накопленных в производственной деятельности знаний дают возможность предугадать дальнейшее развитие предметов, явлений окружающего мира. На каждой данной ступени исторического развития П. имеет относительный характер. Оно охватывает условно, приблизительно всеобщую закономерность движущейся и развивающейся природы. Но из суммы относительных истин складываются все более и более полные знания. Человечество обладает объективной и все более развивающейся, все более полной истиной.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: