Педагогика

ПОРЯДОК СЛОЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛОГО, ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

можно представить в виде следующего алгоритма.

1.  Подумай о том, чего ты хочешь.

2.  Сформулируй свою цель. Если она получилась глобальной, то раздроби ее на более мелкие цели: близкие, средние и дальние задачи.

3.  Проанализируй все условия достижения цели: объективные, т.е. независящие от тебя; субъективные, т.е. зависящие от тебя.

4.  Еще раз подумай о своих желаниях, целях и условиях их достижения.

5.  Еще раз сформулируй свою цель и произнеси ее вслух. Теперь ты принял решение действовать в соответствии с поставленной целью.

6). Обдумай способы достижения результата: что и как нужно делать, чтобы получился самый лучший, высокий, оптимальный результат; что и как нужно делать, чтобы получился плохой результат, ниже среднего? Какой результат для тебя наиболее предпочтителен? Твои способности, знания, умения и навыки позволяют тебе достичь именно этого результата? Итак, ты рассчитываешь достичь, напр., самого высокого результата.

7.  Подумай, какие критерии или показатели позволят тебе определить соответствие желаемого и достигнутого. Существует ли в твоей голове такой эталон, образ, идеал…

8. Составь план действий (начинать целесообразнее с решения близких задач, затем приступать к средним и т.д.).

9.  Обдумай способы контроля своих действий и ситуации в целом. Ты готов каждый свой шаг сверять с эталоном, идеальным образом? Какое действие будешь выполнять несколько раз, чтобы перепроверить себя? Ты будешь обращаться к знающим тебя и проблему людям за оценкой твоих действий?

10. Заранее продумай все варианты собственных действий, если задуманное не свершится, если результат будет отрицательным.

По мнению JI.B. Черемошкиной (1996), данную схему можно считать универсальной, ибо она применима к любому виду деятельности человека. Каждый из нас знает, что основой организации поведения является цель. Не случайно величайшие мыслители прошлого и настоящего уделяли этой проблеме много внимания. Академик И.П. Павлов называл это явление рефлексом цели, другой великий физиолог А.А. Ухтомский рассматривал цель как доминанту, классик театрального искусства К.С. Станиславский постоянно говорил о сверхзадаче, а известный психолог В.Д. Шадриков не устает повторять, что цель — системообразующий фактор любой деятельности.

Рубрики

Партнеры: