Академическая иллюзия

Пора меняться

Пора меняться

Наши идеи могут поработить или освободить нас. Некоторые люди так и не освобождаются и остаются жить с мировосприятием прошлого, в зоне идеологического комфорта. История показывает, что создателей, таких как Галилей или Дарвин, прозревающих будущее и спешащих ему навстречу, часто воспринимают как еретиков или того хуже. В современном мировоззрении по-прежнему доминирует идеология, пришедшая на смену средневековой, — идеология рационализма, объективности и пропозиционального знания. Эти идеи формируют наши позиции и теории в той же степени, в какой суеверия и мифы вдохновляли скрупулезные расчеты средневековых астрономов. Точно так же, как их идеология задавала рамки для их вопросов, современная идеология ограничивает наши.

Мы спрашиваем, где найти талантливых людей, но не замечаем талантов тех, кто нас окружает. Мы смотрим, но не видим, потому что традиционная оценка способностей с точки здравого смысла отвлекает нас от действительности. Мы спрашиваем, как развивать творческие и новаторские способности, но подавляем процессы и условия, которые с наибольшей вероятностью могут этому способствовать. Продолжая верить в общепринятые идеи массового образования, несмотря на многочисленные свидетельства того, что система губит множество людей, и в этом мы напоминаем средневековых астрономов.

Рационалистическая традиция вбила клин не только между искусством и наукой в обществе, но и между интеллектом и эмоциями в человеческой психологии. Она исказила идею творчества в образовании и внесла дисбаланс в развитие миллионов людей. В результате многие существенные способности человека игнорируются или недооцениваются. Это пренебрежение сказывается на всех. Детям с высокими академическими способностями часто не удается обнаружить остальные свои таланты. Те, у кого академические способности ниже, вполне могут обладать талантами, которые останутся нераскрытыми. Они пройдут все ступени образования, так и не узнав своего подлинного призвания. Разочаровавшись и обозлившись из-за своей «несостоятельности», они могут прийти к выводу, что просто не слишком умны. Некоторые ученики, признанные в школе академическими неудачниками, во взрослой жизни становятся очень успешными людьми. Но многие ли?

Человеческий интеллект включает в себя способность к академической деятельности, но это отнюдь не означает, что интеллект ограничивается исключительно научной или исследовательской деятельностью. Нам надлежит готовить детей к будущей жизни, и сквозь академическую иллюзию нужно разглядеть их истинные способности, чтобы выяснить, как различные составляющие человеческих возможностей дополняют, а не ограничивают друг друга. Но в чем же состоят эти возможности и что сделать для их освобождения?

Рубрики

Партнеры: