«ПИК ПРОДУКТИВНОСТИ»

в науке – наиболее продуктивный в научном отношении период жизни ученого. На основании анализа большого массива данных были вычислены возрастные «пики продуктивности» для ученых различных специальностей, стран, периодов развития науки. Первый П.п. в большинстве наук приходится на возраст от 30 до 40 лет (Леман, 1935). Было выяснено также, что наряду с возрастом продуктивность ученого определяется физиологическим состоянием, психическим здоровьем, административным статусом и др. факторами (И.В. Шок, 1951). По мнению румынского ученого А. Рошки (1978), «пик творческой отдачи» наступает через 15 лет после достижения «пика умственных способностей». В связи с этим автор делает вывод о необходимости раннего развития навыков исследовательской работы. Эти выводы подтверждаются результатами исследований возрастных изменений психических функций (Хильченко и др., 1966; Баранова, Суходольский, 1971).

Высоко оценивая важность исследований возрастной динамики научной продуктивности, отметим, что в них за рамками анализа остается весь контекст деятельности, ее социально-научный и предметно-логический аспекты. «Вопрос о корреляции между возрастом ученого и его творчеством должен решаться не абстрактно-статистически (при всей важности статистических показателей), а с учетом, наряду с психофизиологическими факторами старения, «возраста» разработки проблемы, «возраста» понятий и методов, посредством к-рых она исследуется», – замечает М.Г. Ярошевский, подчеркивая важность предметной «переменной» при анализе возрастной динамики продуктивности (М.Г. Ярошевский, 1969).

Г. Броэк установил, что динамика творческой активности больше всего зависит от индивидуальных особенностей человека. Так, в творчестве индийского писателя Р. Тагора были даже три этапа подъема творческой активности, к-рые приходились соответственно на 34,49 и 69 лет. У нек-рых др. знаменитых людей отмечены по два «П.п.»: в возрасте 40-45 и 55-60 лет.

Связь же возрастной динамики творчества с мотивацией следующая: у ученых, к-рые в основном стремятся внести вклад в науку, принести пользу людям, значительно медленнее снижается творческая активность, чем у тех, у кого доминирует стремление занять более высокое положение в обществе.

Читайте далее:

Оставьте комментарий