Педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

отрасль педагогической науки, изучающая закономерности обучения и воспитания работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Дальнейшее развитие НТР требует обучения и воспитания новых людей, способных творчески участвовать в производительном труде. Культурно-технический уровень современного рабочего — это сплав общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, технического мастерства, идейно-политической зрелости, общей культуры. В связи с этим своевременное и правильное выявление структуры и содержания профтехобразования, определение широты и глубины подготовки современного рабочего на основе педагогической науки приобретают значение важнейшей народнохозяйственной проблемы. П.п., связанная с рядом отраслей науки, моделирует процесс обучения, воспитания и содержания профессионально-технического образования различных возрастных групп, непосредственно участвующих в сфере материального производства. При этом процесс обучения и воспитания протекает в специфических условиях производственной деятельности людей, когда на первый план ставится выполнение производственной программы. Поэтому П.п. определяет закономерности обучения и воспитания в условиях произ — водственно-трудовой деятельности людей с учетом их физических и психических особенностей, а также мораль — но-этических и общественно-политических условий, мировоззрения, понимания своего долга и ответственности перед обществом и коллективом.

П.п. связана как с общественными науками (экономическими, психологическими, политическими, философскими, социологическими), так и с техническими и специальными. Это создает для нее прочную теоретическую основу, позволяет раскрыть сущность профессионального обучения и воспитания; закономерности, формы и методы педагогической деятельности непосредственно на производстве; условия и пути формирования квалифицированных и высококвалифицированных рабочих; связи обучения с практической деятельностью людей по обслуживанию сложной техники. Это позволяет также проводить обобщение и внедрение передового опыта в практику профессиональной и педагогической деятельности; обосновать оптимальные условия организации и наиболее эффективную методику учебно-воспи- тательной работы; вооружить организаторов производства психолого-педагогическими знаниями.

П.п. является передним краем борьбы за высокую производительность труда, высокое качество продукции, снижение затрат на производство единицы изделий, экономию материалов, энергии и т.д. С помощью П.п. можно выяснить, как в процессе профессионального обучения можно привести в соответствие личные интересы, цели и способности личности обучающихся потребностям и интересам страны; раскрыть особенности педагогического процесса, протекающего непосредственно на производстве, наметить пути совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, научно обосновать формы, организацию управления профессионально-техническим обучением в сфере материального производства, определить наиболее рациональные пути общественного воздействия на обучающихся, раскрыть педагогические требования к организации обучения и дать ответ на многие актуальные вопросы обучения и воспитания рабочих кадров.

Рубрики

Партнеры: