Педагогика

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняв — мого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). На этапе формирования О.о.д. происходит предварительное ознакомление с действиями, с системой указаний о том, как выполнять то или иное действие. Т.о., О.о.д. направлена: а) на правильное и рациональное построение исполнительной части; в этих случаях ее содержание — учет условий, объективно необходимых для правильного (и рационального) построения исполнительной части, к-рая заранее задана; б) на обеспечение рационального выбора одного из возможных исполнений. Эффективность ориентировочной основы не зависит от формы, в к-рой она представлена (материальная, материализованная, внешне-ре — чевая и т.д.), но существенно зависит от степени обобщения входящих в нее знаний (ориентиров) и от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия. Эффективность формирования действия зависит также и от того, каким способом получает обучаемый О.о.д. С т.зр. полноты (достаточности) О.о.д. может быть полной, неполной, избыточной. По обобщенности О.о.д. может быть представлена в частном виде и поэтому может быть пригодной для единичного, конкретного случая, но может быть представлена и в обобщенном виде, отражающем сущность целого класса частных случаев и, следовательно, быть пригодной для ориентировки в каждом из них. По способу получения О.О.Д. могут быть следующие случаи: а) О.О.Д. дается обучаемому в готовом виде; б) составляется им самостоятельно. Самостоятельное составление О.о.д., в свою очередь, может происходить двумя разными путями: путем «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия или путем сознательного применения общего приема (метода) составления О.о.д.

Экспериментально обнаружено четыре типа О.о.д. Форма и способ задания схемы О.о.д. диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями уч-ся. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самого начала его безошибочность. При этом схема О.о.д. либо задается в готовом виде, либо составляется уч-ся совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из к-рых он состоит, и законы их сочетания. О.о.д такого типа обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.

Рубрики

Партнеры: