Педагогика

ОБУЧЕНИЕ КОНТЕКСТНОЕ

профессионально ориентированное обучение, в процессе к-рого знания, умения и навыки усваиваются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью (Е.С. Рапаце — вич, 2003). Общее образование не самоцель. Оно, в первую очередь, обеспечивает общее развитие уч-ся, их познавательные способности, расширяет кругозор и общую эрудицию. Но оно, включая и политехническое образование, служит фундаментом, базой для профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Впрочем, в техникумах и вузах общее образование тоже дается как сопутствующий компонент профессионального. И вот тут возникает вопрос, как соединить эти два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Это не праздный вопрос, потому что в действительности есть по меньшей мере два подхода к его решению. Первый: сначала изучается теоретический курс, и на его основе строится обучение профессии. Второй: теоретическое и профессиональное обучения проводятся параллельно и одновременно.

Оба варианта имеют достоинства и недостатки. В первом случае недостаток это — отрыв теории от практики, а прикладная сторона высокой теории слабо прослеживается. Во втором — профессиональная подготовка хотя и проходит параллельно с изучением теории, последняя пока не завершена. В первом варианте классическим следует признать тот недостаток, что, обеспечивая уч-ся глубокую теорию, мы всегда рискуем дать такой багаж знаний, к-рый не найдет практического применения. И наоборот: те теоретические знания, к-рые понадобятся в профессиональной деятельности специалиста, как раз и не будут даны. Звучит как анекдот факт, рассказанный одним молодым специалистом, к-рый после вуза по направлению поступил на предприятие. Первый совет, к-рый он получил от инженера, был такой: «Забудь то, чему вас учили в институте, и начинай учиться здесь, на производстве».

К сожалению, это не досужая выдумка, а суждение в связи с наблюдаемыми фактами. Возьмем для примера близкий для нас вопрос: профессиональную подготовку учителей разных специальностей. Выпускники вузов педагогических специальностей традиционно жалуются на недостаточную подготовленность к ведению воспитательной работы. Преподаватели математики говорят, что из вынесенного из университета научного багажа реально востребовано было примерно 30-40% знаний.

Наблюдения говорят, что сказанное относится к преподавателям не только математики, но также и др. предметов. Вот и вопрос: как сделать так, чтобы теоретическая подготовка максимально помогала подготовке специалиста-профессионала? Как теорию подчинить практике? На них отчасти дают ответ исследователи А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Н.Н. Пал — тышев и др.

По мнению А.А. Вербицкого, предметом учебной деятельности является информация, но это — знаковые системы. В них не содержится реальный мир профессии, теория оторвана от практики. Как выход из тупика предлагается новый тип обучения — знаково-контекстный, или, для краткости, «контекстный». Идея О.к. — в учебном процессе соединить теорию и производство. Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с производством. Каковы пути такой интеграции? Их по меньшей мере два.

Первый. Программа любого учебного предмета должна содержать такой теоретический материал, к-рый максимально приближен к практическим запросам конкретной профессии. Подобную программу по физике удалось создать Н.Н. Палтышеву, народному учителю СССР. Он пошел от практики, от того, с какими законами физики уч-ся встречаются при изучении предметов профессионального цикла, с чем конкретно они сталкиваются на производственной практике. Исходя из запросов профилирующих предметов профессионального цикла и производственной практики, Н.Н. Палтышев по — своему структурировал курс физики как учебный предмет. В результате физика стала любимым учебным предметом уч-ся, они стали в ней разбираться. У них появилась потребность в теоретических знаниях по физике. Все дело было в профессиональной востребованности теоретических знаний. Надо заметить, что Н.Н. Палтышев термин «О.к.» не применяет.

Второй. Исходя из практических потребностей производства, следует формировать содержание теоретических предметов профессионального цикла. Если первый путь ведет от теории к практике, то второй — от профессии к теории. Очевидно, во втором случае при определении содержания профессионального обучения необходимо отправляться от профессиограммы и квалификационных характеристик.

В заключение необходимо подчеркнуть, что при О.к. общей основой различных методик становится профессиональный контекст, что вызывает необходимость межпредметных и междисциплинарных связей. Без этого О.к. теряет смысл. Концепция О.к. продуктивна в профессиональном обучении в разных типах учебных заведений (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович, 2002).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте