Педагогика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА НОВОГО ВРЕМЕНИ

гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения педагога и уч-ся для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и педагога и уч-ся (Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова, Т.Б. Кабанова, М.М. Ка — шапов, М.И. Рожков, А.А. Смирнов, Л.Ю. Субботина, Г.Ф. Третьякова, 2003).

Для того чтобы определить механизмы влияния образования на формирование личности, необходимо определить, что есть образование. В современной психо- лого-педагогической литературе образование трактуется как:

—  процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г. Асмолов);

—  процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский);

—  созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры (А.А. Вербицкий);

—  механизм овладения культурой (П.Г. Щедровицкий).

Выявить сущностный статус образования можно

лишь отнесясь к нему как феномену культуротворчества. Культура и образование тесно связаны друг с другом. Культурный человек — это образованный человек. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь (В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, 1996). Образование не только выступает средством трансляции культуры, но и само формирует новую культуру, развивает общество.

Благодаря реформе отечественного образования активизировался интерес к идеям культурно-ирторичес — кого подхода к развитию человека. Педагогическая деятельность определяется как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших пЪ — колений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе» (В.А. Сластенин и др., 1997). Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном российском обществе формируются новые ценности — ценности саморазвития и самообразования, к — рые стали основой личностно-ориентированного образования.

Специалист-предметник уже не способен удовлетворить запросы современной педагогической практики. Требуется педагог-профессионал, к-рый, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи (В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, 1996). Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений и навыков; 2) тотальный контроль за ребенком; 3) видение в учителе субъекта педагогической деятельности, а в ученике — объекта его воздействия. Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая модель образования, к-рая предполагает решение следующих задач:

-развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;

—  формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;

—  овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;

—  создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

C.JI. Братченко (1999) предлагает следующие различия в классической (когнитивно-ориентированной) и новой — личностно-ориентированной образовательной парадигмы

Центральным моментом ценностно-ориентированной и личностно-ориентированной модели развития образования является сотворчество всех участников образовательного процесса, в к-ром созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении — через решение проблемно-конфликтных ситуаций, в деятельности — через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении — через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта для себя.

Рубрики

Партнеры: