Педагогика

ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ

средство обучения и фактор воспитания и развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно обучающе-образовательных функций школы. О.с. определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это т.н. знаниево-ориентированный подход к определению сущности О.с. При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное О.с. способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой т.зр. О.с. является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к О.с. знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации О.с. на среднего ученика и др. негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориен — тированный подход к выявлению сущности О.с. При личностно-ориентированном подходе к О.с. абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора О.с. с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности ее самореализации в культурно-образовательном пространстве. Личностно-ориентированное О.с. направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Смена подходов к сущности О.с. показывает, что О.с. имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и О.с.

Основные компоненты О.с.: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений.

Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение к-рых обеспечивает формирование в сознании уч-ся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Но одних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими и для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов) (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.). К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п. Т.о., практический компонент О.с. составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность молодых людей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности признан обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем:

—  самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

—  видение новой проблемы в знакомой ситуации;

—  видение структуры объекта и его новой функции;

—  самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

—  нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;

—  построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Опыт отношений личности — владение системой мо — тивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Культура чувств — особый феномен, являющийся следствием социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.

Все компоненты О.с. и базовой культуры личности взаимосвязаны.

Принципы и критерии отбора О.с. Общие принципы отбора школьного образования давно служат предметом обсуждения в педагогике (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, В.В. Краевский, B.C. Лед — нев). В содержание образования прелагалось включить:

—  основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира, т.е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой;

—  основные области применения, приложения теоретического знания;

—  методологические знания, обеспечивающие сознательность усвоения и развитие мышления, в т.ч. сведения об истории познания;

—  сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности;

—  нерешенные, но важные научные и социальные проблемы;

-обобщенные идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира.

При отборе О.с. признавалось необходимым: учитывать возрастные возможности обучающихся и логику их развития; обеспечить социальную и личностно-ориенти- рованную направленность изучаемого материала.

Вся номенклатура принципов полностью отражается в трех основных принципах (В.В. Краевский, 1998):

—  принципе соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;

—  принципе учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, к-рый предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;

—  принципе структурного единства О.с. на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, к-рый предполагает взаимную уравновешенность, пропорциальность, и гармоничность компонентов О.с.

К названным трем принципам отбора О.с. В.И. Заг — вязинский присоединяет четвертый принцип: — принцип отражения в О.с. всех ведущих элементов мировой и отечественной культуры, содержащих потенциал личностного развития обучаемых.

Из указанных принципов следуют критерии отбора О.с.:

—  Критерий целосного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в О.с. должны войти: знания о природе, обществе, технике, культуре, человеке, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.

—  Критерий выделения главного и существенного в О.с., высокой значимости изучаемого, т.е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов.

—  Критерий соответствия возрастным возможностям уч-ся.

—  Критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени.

—  Критерий учета отечественного и международного опыта формирования содержания учебных программ.

—  Критерий соответствия содержания учебно-мате — риальному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития.

Как видно, указанные принципы и критерии носят достаточно общий характер, и в их использовании возникает много трудностей. Поскольку образование у нас носит и продолжает в основном носить государственный характер, государственные органы управления образованием стремятся ( правда, не всегда удачно) регулировать процесс конструирования О.с. А ведущим средством такого регулирования выступает введение государственных образовательных стандартов.

Рубрики

Партнеры: