Педагогика

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФИНИЦИЯ

Не существует единой трактовки понятия «О.». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди к-рых А.В. Хуторской (2002) выделяет следующие:

—  О. по отношению к различным субъектам: отдельному человеку (ученику, учителю), группе учеников, коллективу, личности, обществу, государству, человечеству и др.

—  О. как воздействие на личность (формирование) и О. как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей).

—  О. как образовывание ученика, т.е. процесс и результат его самообразования.

—  О. в соотношении с воспитанием. О. в соотношения с развитием. О. в соотношении с обучением.

—  О. как процесс и О. как результат. Процесс О. характеризуется изменениями уч-ся на протяжения определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления О. Результат О. выражается как формально, напр., сертификатом (начальное, полное среднее, высшее О.), так и содержательно (математическое или гуманитарное О., углубленное или обзорное и т.д.).

—  О. как система образовательных структур — учебных заведений (лицей, гимназия, колледж и др.), форм образования (домашнее О., дополнительное О.), типов О. (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное О.).

По отношению к конкретному уч-ся О. есть процесс и результат его развития, воспитания, обучения. В содержании О. выделяются два аспекта — внешний (образовательная среда, учебные программы, учебники и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения, уникальные для каждого уч-ся — знания, способы деятельности, способности и др.).

Приведем несколько определений понятия «О.»:

1.  «Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей — это и есть О., а основной путь получения его — обучение» (Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во АПН, 1957).

2.  «О. — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» (Краткий педагогический словарь пропагандиста. М., 1884. С. 157).

3. «О. — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове О. скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя» (Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии О. // Философия О. для XXI в. М.: Логос, 1992, С. 149).

4.  «О. есть не что иное, как культура индивида… Сколько культурных ценностей, столько и видов О.» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 35).

5. «О. — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, к-рыми овладел обучаемый» (Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гума — нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. С. 25).

6.  «О. (от русск. — создание образа)

7.  это духовный облик человека, к-рый складывается под влиянием моральных и духовных ценностей» (Бондаревская Е.В.,

Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. С. 36).

8.  «О. — система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности» (Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 184).

9.  «Под О. в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». (Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, 1999. С. 224).

Рубрики

Партнеры: