Педагогика

ОБРАЗ

чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по форме, О. по своему содержанию может быть как чувственным (О. восприятия, О. представления, О.

сновидения и др.), так и.рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т.д.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симуль — танно). В чувственном О. может быть воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для образа служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). Различают несколько видов образных явлений: 1. О. восприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2.0, воображения — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся. 3. Послеобраз — модифицированное непроизвольное восприятие кажущегося объекта, к-рый недавно рассматривался при неподвижном взгляде. Хорошо заметен лишь на однородном (лучше сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. 4. Эйдетический О. — отчетливое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение нек-рого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени. Эйдетизм характерен для части детей младшего и подросткового возраста. У взрослых встречается редко. 5. Фосфены — спонтанные световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах. 6. Фантом — ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т.д.). 7. Галлюцинации — иллюзорное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно неотличимое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции.

Рубрики

Партнеры: