Педагогика

ВКУС

ощущение, возникающее при воздействии растворимых химических веществ на вкусовые рецепторы рта, расположенные гл.обр. у корня языка. Вкусовые ощущения могут быть сведены к 4 основным группам: к В. сладкого, кислого, соленого и горького. Ощу — щение В. вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов.

Для объяснения механизма возникновения В. существуют две гипотезы: аналитическая и энзиматическая. Согласно первой, вкусовой стимул (химическое вещество) взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора и образует тонизированный продукт, концентрация к-рого определяет величину нервной энергии и вкусового ощущения. Согласно второй гипотезе, вкусовые рецепторы возбуждаются вследствие взаимодействия вкусового стимула с ферментами вблизи нервных окончаний вкусовых рецепторов; происходящие при этом ионные сдвиги вызывают генерацию импульсов в рецепторах. Аналитическая гипотеза все больше подтверждается. Из вкусовых сосочков выделены ре — цепторные чувствительные фракции макромолекул, образующих комплекс со сладкими и горькими веществами. Прочность образования комплекса зависит от концентрации вкусового вещества, порога чувствительности к нему и степени его «горькости» или «сладкости». При последовательном апробировании ряда веществ возникает вкусовой контраст: после соленого пресная вода кажется сладкой. Целостное вкусовое качество возникает в результате функционирования вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.

Вкусовой аппарат испытывает влияние со стороны др. физиологических систем и сам влияет на их деятельность. Существенную роль в этом взаимодействии играет нервная система в целом. Особенно тесно связан В. с обонянием. Общеизвестны значительные изменения вкусовых ощущений при временном выпадении обоняния при насморке или зажимании носа. Большое влияние на В. оказывают температурные ощущения, сильные болевые раздражения. В свою очередь вкусовые ощущения влияют на слуховой и зрительный аппараты, кровеносную систему, на секреторную и двигательную деятельность пищеварительного аппарата. От вкусовых ощущений в значительной степени зависит аппетит и процессы пищеварения. Чем вкуснее пища, тем лучше она переваривается и усваивается; невкусная пища может даже нарушить деятельность органов пищеварения. Это очень важно учитывать при организации питания детей и подростков.

Вкусовые органы, наряду с др. органами чувств, служат источником познания внешнего мира, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия. Однако вкусовые ощущения в познавательной деятельности играют незначительную роль, поэтому у большинства людей чувствительность к различению В. невелика. Вместе с тем в тех случаях, когда тонкое различение В. жизненно важно, напр. в профессии дегустатора, развитие В. необходимо и может достигать очень высокий степени.

Рубрики

Партнеры: