Педагогика

ОБОБЩЕНИЕ

одна из характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи два типа опосредствованного О, в процессе к-рого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе первого типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с нек-рой т.зр. предметы определенной группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, к-рые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие обобщения и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет может быть включен как в узкие, так и в широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания.

Второй тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Теоретические абстрагирование и О. выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Поскольку в таком восхождении эти мыслительные действия выполняют принципиально др. функции, чем подобные действия формально-логи — ческого характера, то их называют содержательным абстрагированием и О. (В.В. Давыдов и его сторонники). Благодаря содержательному абстрагированию человек вычленяет исходное отношение нек-рой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику. Вместе с тем это исходное отношение первоначально выступает лишь как особенное отношение. Но в процессе О. человек при установлении его закономерных связей с единичными явлениями может обнаружить его всеобщий характер как основу внутреннего единства целостной системы. О. — это обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного. То О., в процессе осуществления к-рого обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным, можно назвать содержательным О. (как отмечалось выше, эмпирическое О. устанавливает лишь формальные родо-видовые зависимости в различных классификациях). Произвести содержательное О. — значит открыть нек-рую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой нек-рого целого, открыть закон становления внутреннего единства этого целого. При этом О. здесь достигается не путем простого сопоставления признаков у отдельных предметов, что характерно для чисто индуктивного О., а путем анализа сущности изучаемых предметов и явлений, их сущность как раз и определяется наличием внутреннего единства их многообразия.

Т.о., содержательное (теоретическое) О. совершается путем анализа нек-рого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого. Существенное или всеобщее отношение, обнаруживаемое в процессе содержательного О., имеет предметно- чувственную форму. Абстракция и О. содержательного типа получают свое выражение в форме теоретического понятия, к-рое служит способом выведения особенных и единичных явлений из их всеобщей основы. Благодаря этому содержание теоретического понятия составляют процессы развития целостных систем. Второй тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В традиционной детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическому О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается у младших школьников. О. теоретического типа характерно для подросткового возраста и особенно для юношеского. Существует также т.зр., согласно к-рой указанные выше этапы и соответствующие им познавательные возможности могут быть значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста (школа В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина).

Рубрики

Партнеры: