Педагогика

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

1) непременное качество всякой научной теории, выражающееся в том, что в теории отображены закономерности, присущие исследуемым предметам, явлениям, процессам, а не субъективные только мнения создателя теории; 2) то, что существует в действительности, независимо от сознания — материя, природа, общество. О. подлинного ученого проявляется в уважении к фактам, к-рые, по выражению И.П. Павлова, являются «воздухом ученого», в непроизвольности и непредвзятости их подбора и интерпретации. Такой ученый опирается на достоверные сведения, не претендуя на «истину в последней инстанции», умеет отказаться от определенной т.зр., если она опровергается научными данными, полученными другими. О. означает, что на суд общественности должны выноситься лишь те выводы, к-рые полностью доказаны, обоснованы результатами эксперимента и наблюдений, но не одними догадками, а тем более не догматическими утверждениями и прочими неблаговидными «доказательствами». О. — беспристрастность, непредвзятость в оценке реальной действительности. В теории и практике воспитания О. является принципом целенаправленного воздействия на сознание и поведение личности. О. не допускает как маскировки, приукрашивания действительности, затушевывания недостатков, так и какого бы то ни было очернительства, охаивания, искажения реальности. О. воспитания обеспечивается прежде всего правильным отбором фактов (реальных явлений, событий, цифр) из общественной практики. С помощью приведенных примеров, доводов (аргументов) обосновывается выдвинутый тезис или опровергается противоположная точка зрения. Факты только тогда имеют научное значение, если они правильно и достаточно полно отражают общую картину. Объективная информация — могучее средство социальной активности граждан.

Рубрики

Партнеры: